|
предварительно собирает о пациенте сведения личного характера, узнает о его
интересах, образовании, отношениях с людьми, а затем набрасывает в письменной
форме общую схему сеанса, учитывая порядок и частоту, с которой нужно вводить
эти сведения в бесконечный поток слов, произносимых с подчеркнутой серьезностью.
Как только у пациента появляется легкое состояние транса, автор ускоряет
процесс. Автор упоминает о боли, показывая пациенту, что не боится называть ее,
и демонстрируя ему свою уверенность в том, что пациент утратит ее из-за того,
что сам автор так легко и свободно упоминает о ней, обычно в контексте,
отрицающем боль
Нужно помнить, что такие пациенты в высшей степени мотивированы, что отсутствие
у них интереса, их враждебность, воинственность и безверие являются союзниками
для получения конечных результатов, а автор, не колеблясь, использует то, что
ему предлагает ситуация. Сердитый, воинственно настроенный человек может
нанести удар, повредить себе руку и не заметить этого; человек, утративший веру,
закрывает свой разум, чтобы исключить надоевшие поучения, но это исключает
также и боль, а отсюда у пациента непроизвольно развивается состояние
внутренней ориентации, при котором он становится очень восприимчивым к гипнозу
и к любым внушениям, которые отвечают его потребностям. И тогда нужно внушить
ему, что если даже боль вернется, то будет достаточно принять одну-две таблетки
аспирина, чтобы снять ее. "А если возникнет реальная необходимость, то лучше
всего поможет укол". Иногда бывает достаточно сделать укол стерильной водой.
Все вышесказанное показывает, что метод путаницы -- это длинная, очень сложная
и комплексная процедура. Ее разработка и нахождение рационального зерна для
всей процедуры действительно представляет собой длительную трудную задачу, но
если экспериментатор проделает ее несколько раз и научится узнавать основные
процессы, возникающие при использовании метода путаницы, то сможет быстро и
легко индуцировать транс при самых неблагоприятных условиях. Чтобы доказать это,
автор ниже расскажет об одном произвольном экспериментальном и об одном
клиническом случае.
Первый из них произошел на лекции перед медицинским обществом. Один из
присутствующих врачей очень ингересовался гипнозом, хотел изучить его, очень
внимательно слушал лектора, но за час до лекции он несколько раз демонстрировал
свое враждебное агрессивное отношение к одному из своих коллег. Знакомясь с
автором, он так сжал его руку, что автор почти потерял равновесие (этот человек
был, по крайней мере, на шесть дюймов выше автора и фунтов на шестьдесят пять
тяжелее), и агрессивно заявил без всякого вступления, что ему хотелось бы
увидеть того глупца, который попробует его загипнотизировать.
Когда для демонстрации опыта потребовались добровольцы, он подошел, широко
шагая, и громовым голосом объявил: "Ну, я собираюсь доказать всем, что вы не
сможете меня загипнотизировать". Когда этот человек поднялся на сцену, автор
медленно встал со стула, как бы собираясь приветствовать его рукопожатием. Но
только доброволец протянул руку, снова собираясь продемонстрировать свое
сокрушительное рукопожатие, автор нагнулся и начал медленно и тщательно
завязывать шнурки на ботинках, оставив его беспомощно стоять с вытянутой рукой.
Смущенный, окончательно сбитый с толку непонятным поведением автора,
пребывающий в полной растерянности относительно того, что делать дальше,
человек стал вполне уязвимым для первого вразумительного сообщения в
соответствии с этой ситуацией, которая была создана для него. Завязывая шнурок
на втором ботинке, автор произнес: "Глубоко вдохните, сядьте в то кресло,
закройте глаза и войдите в глубокое состояние транса". После короткой
испуганной реакции субъект сказал: "Черт возьми! Но как? Проделайте это снова,
чтобы я мог знать, как вы это делаете".
Ему были предложены на выбор несколько традиционных методов. Он выбрал метод
левитации руки, который показался ему самым интересным, и в результате
погрузился в сомнамбулический транс.
Объяснение того, что произошло, очень просто. Человек подошел к сцене с явно
выраженной решимостью сделать что-то. Поведение автора, когда он поднялся с
кресла якобы для рукопожатия, а затем принялся завязывать шнурки на ботинках,
заставило субъекта стоять с вытянутой рукой. Его так неожиданно прервали в
самом начале, что он был изумлен, растерян, неспособен что-либо предпринять, и,
следовательно, оказался вполне восприимчивым к любому ясно выраженному внушению,
которое нужно было делать в соответствии с общей ситуацией и на которое (даже
на самую простую, спокойную команду автора) он откликнулся с облегчением. И,
конечно, в просьбе, с которой он обратился к автору после того, как понял, что
произошло, проявилось подсознательное отношение субъекта к гипнозу.
Таким же образом и многие пациенты в клинике демонстрируют враждебность,
агрессивность и противодействие; однако они всерьез нуждаются в лечении. Метод
путаницы изменяет ситуацию спора между двумя людьми и преобразует ее в
терапевтическую ситуацию, в которой создается сотрудничество и соучастие во
взаимной задаче, с концентрацией, главным образом, на благополучии пациента, а
не на споре между индивидуальностями -- пункт, который практически устраняется
в пользу достижения цели терапии.
В качестве примера давайте рассмотрим следующий клинический случай. Во время
первой встречи с автором пациентка вошла в кабинет довольно неуверенно,
колеблясь, однако ее походка выражала желание казаться волевой и недоверчивой.
Она очень прямо села в кресло, крепко прижав руки к коленям, и слабым голосом,
запинаясь, сказала: "Меня послал к вам доктор X, который работал со мной
несколько часов. До него я обращалась к доктору Y, который тоже потратил на
меня много времени. А до этого доктор Z тридцать часов работал со мной. И все
|
|