|
Когда она настороженно наблюдала за объектами гипноза, за реакцией слушателей,
следила за тем, как автор выразительно делал ударение на каких-то своих
высказываниях, он объяснил, что миссис Х не спит, что она бдительна и не
загипнотизирована, как любой новый пациент, который не искушен в гипнозе. В
стоматологическом кабинете (замечание, соответствующее ситуации) все может быть
сделано так же честно, и при этих словах автор, рассказывающий об идеосенсорных
явлениях, смог повернуться к миссис X, сделать случайное (казалось бы)
замечание и задать случайный (казалось бы) вопрос, чтобы осуществить индукцию
по "методу сюрприза", который он хотел показать слушателям. Именно в этот
момент автор и задал ей вопрос о любимом отдыхе, с помощью которого была
вызвана целая цепочка гипнотических явлений на идеосенсорном уровне в состоянии
сомнамбулического транса.
Что означало поведение миссис X? Она интересовалась гипнозом, она
интересовалась тем, что скажет автор слушателям, и ей было интересно, что они
понимают. Автор понял, что это будет интересный случай. В нужный момент он
объяснил, что собирается делать, и миссис Х в своем желании сотрудничать с ним
восприняла все как нужно, но в понятиях своего собственного опыта. Она не
поддавалась внушениям автора, но приняла предложенную ей возможность достичь
понимания своим собственным путем, использовав эти внушения как средство.
Ей дали возможность закончить рисунок, а потом она участвовала в демонстрации
сомнамбулического транса. Рисунок передали аудитории, муж женщины и его друзья
узнали это место (она много рисовала карандашом и красками), а потом ее
разбудили, подведя к краю сцены, куда она подошла в начале сеанса, и сказали:
"Ну, а вы, в такой хорошенькой шляпке, как ваше имя?". Эти слова
переориентировали миссис Х к тому моменту, когда она подошла к сцене, с
последующей амнезией всех событий транса (эта мера переориентации во времени
путем пробуждения цепочки ассоциаций, предшествующих наведению транса, по опыту
автора намного эффективнее при индукции постгипнотической амнезии, чем прямые
директивные внушения. Просто нужно сделать доминирующими предыдущие модели
мышления и мыслительных ассоциаций). Женщину попросили сесть на стул, но не на
тот, на котором она сидела раньше, чтобы исключить любой шанс повторных
ассоциаций.
Слушатели из зала стали задавать ей вопросы. Люди, которых она не знала,
спрашивали миссис Х о марке ее транзистора, другие -- о катании на лыжах, о
валуне, вокруг которого шла лыжня, и, наконец, ей показали ее рисунок, в то
время как автор сидел на сцене, не участвуя в разговоре. Эти вопросы привели
женщину в недоумение, она не проявила ни малейшего признака того, что
вспоминает события транса, и, когда ей показали ее рисунок, узнала это место,
хорошо отозвалась о качестве рисунка и пришла в замешательство, увидев под ним
свою подпись. Сначала на ее лице появилось выражение полного недоумения и
удивления; потом она посмотрела на свои часы, прислушалась, идут ли они,
сравнила время по часам девушки, сидящей рядом, а затем повернулась к автору и
спросила: "Я была в трансе?". Ответ был утвердительным.
Она задумалась на минуту, потом с довольной улыбкой взглянула на мужа и
сказала: "Все скоро узнают то, что я сейчас скажу. Я жду ребенка и хочу родить
его под гипнозом, но я была абсолютно убеждена, что меня нельзя
загипнотизировать. Я всегда так старалась войти в состояние транса и всегда
неудачно. Я не хотела приходить сюда, опасаясь, что мой муж будет настаивать на
том, чтобы я вызвалась быть добровольцем, и не хотела вновь пережить неудачу.
Поэтому я даже заставила его опоздать сюда, чтобы у него не было шанса
попросить вас загипнотизировать меня. Я просто не могла провалиться еще раз.
Когда вы попросили меня подойти к сцене и упомянули мою шляпку, я знала, что
это просто совпадение, но мне стало легко, когда вы сказали, что я могу
демонстрировать транс, не засыпая. Я знала, что смогу это сделать. Но что
случилось? Вы сможете снова ввести меня в состояние транса, чтобы я могла
рожать под гипнозом?".
Автор объяснил миссис X, что ей не нужно, чтобы кто-нибудь вводил ее в
состояние транса, этот процесс обучения она может пройти сама, и все, что ей
нужно сделать, чтобы войти в состояние транса, -- это взглянуть на свой рисунок,
а чтобы проснуться -- прочесть свое имя под ним. Другой путь -- это послушать
музыку по транзистору, хотя бы он и находился за сотню миль от нее, и войти в
состояние транса и проснуться в нужное время. Она быстро взяла рисунок в руки,
явно вошла в состояние транса, медленно опустила взгляд на подпись и проснулась.
Судя по всему, женщина поняла, что только что пришла в себя после состояния
транса. Потом она замерла, будто прислушиваясь, ее глаза закрылись, она начала
отсчитывать время, отстукивая такт ногой; при этом ее муж заметил: "Она
отсчитывает такт своей любимой музыкальной пьесы". Отсчитывание такта кончилось,
миссис Х проснулась, поблагодарила автора и, взяв рисунок, ушла со сцены и
вернулась на свое место рядом с мужем, всем своим видом показывая, что больше
не будет участвовать в этом.
Двумя годами позже, читая лекцию той же аудитории, автор заметил миссис Х среди
слушателей. Она познакомила автора со своим ребенком и сказала, что стала
отличным пациентом как для акушеров, так и для стоматологов, что и подтвердил
ее муж.
Теперь вернемся к мисс В. После демонстрации опытов и обращенного к аудитории
объяснения, которое мисс В пыталась слушать, прислушиваясь также к диалогу мисс
А и доктора С о собаках, произошло еще одно событие. Повернувшись к мисс В,
автор сказал: "Когда вы подошли, вы сказали, что не думаете, что вас можно
загипнотизировать. Теперь мне интересно узнать (отметьте, что слово "интересно"
не имеет ничего общего с ее входом в состояние транса), вы хотели бы увидеть
|
|