|
когда автор будет демонстрировать гипноз. Доктор заявил, что его
загипнотизировать нельзя, и его заявление, очевидно, приняли за чистую монету,
всерьез. Таким образом, у него не было необходимости противодействовать. Но
перед ним была поставлена задача сотрудничать с автором путем оценки
подлинности гипнотических явлений, которые должны появиться у мисс А. Находясь
в состоянии напряженного ожидания гипнотических явлений, он попросту
предположил, что их можно получить у мисс А, возможно, у мисс В. Он даже не
понимал, что может сам оказаться их источником, и, следовательно, у него не
было необходимости оказывать сопротивление. Вместо этого была длинная история
напряженного ожидания и страстного желания испытать состояние транса, и теперь
это могло осуществиться. Вся физиологическая ситуация помогла реализовать
надежды автора.
Потом, когда мисс А увидела в своих галлюцинациях собаку, доктор С оказался
вынужденным обосновать эту галлюцинацию. Как это сделать? Естественно, путем
сравнения этой вещи с известной сравнимой вещью. Нельзя сравнивать собаку, даже
воображаемую, с ковром, полом или креслом; ее нужно сравнивать с другой собакой,
ее образом в душе или воспоминанием о ней. Следовательно, доктор С, даже не
понимая этого, должен был попасть в ситуацию сравнения проектируемого мисс А
визуального образа с его собственными внутренними понятиями, и это было сделано
наилучшим образом с помощью образа собаки, проецируемого в его собственной
памяти. Для этого он быстро вошел в состояние транса и, таким образом, смог
сравнить свои собственные визуальные галлюцинации со словесным описанием мисс А
ее субъективных гипнотических ощущений. Так возникло случайное обстоятельство
сравнения шотландской овчарки и колли и дискуссия между испытуемыми
относительно этой ситуации.
Почему собака? Потому что обычно собак любят почти все и заводят их чаще, чем
кошек. Но если бы мисс А использовала кошку, то доктор С все же мог
использовать своего колли, если он предпочитает собак, что и показало
многократное повторение этого опыта. Следовало подтвердить обоснованность
субъективных опытов, а не реальность предмета, и доктор С ответил на задачу,
поставленную мисс А, тоже субъективным опытом, таким же, но в значениях и
понятиях собственных визуальных и психических образов и воспоминаний".
Автор любит ставить эксперименты такого рода, когда никто не знает, что
эксперимент уже идет, и когда он сам не знает, что может случиться. Так, в
прошлых опытах автор тщательно делал внушения, чтобы вызвать визуальные
галлюцинации и убедить в них аудиторию; например, "я никого не вижу там, но
слышу, как там говорят люди" (там не было людей, разговаривающих между собой);
кроме того, автор внушал, чтобы испытуемые слышали там звуки рояля, и потом
объяснял им, приходившим в замешательство от его невежества: "Это был
электрический орган". И испытуемый просил автора послушать более внимательно,
чтобы исправить ошибку.
Все, что автор надеется узнать в таких экспериментальных ситуациях, которые он
изобретает, это вероятное разнообразие психологических процессов и реакций,
которые ему хотелось бы получить, но он не знает, добьется ли успеха в этом, и
если добьется, то каким образом. В том случае, если объект гипноза реагирует на
внушение по-своему, автор старается быстро использовать эту реакцию. Покажем
это на примере. На лекции-сеансе для стоматологов при обсуждении идеосенсорных
явлений автор спросил миссис X, выпускницу медицинского колледжа, которую
намечал использовать в качестве объекта гипноза, о ее любимом виде отдыха. Она
ответила: "Вероятно, поездки по стране и пребывание на природе" (она живет в
Колорадо). Тогда автор, выразительно указывая на голую стену, стал внушать, что
она "смотрит из окна на горную цепь и вон на ту гору с двумя ущельями, по
одному на каждой стороне и сосновым лесом в форме буквы Y на одном из склонов
горы". К удивлению автора и всех присутствующих, женщина ответила: "Но это не
окно автомобиля. Это окно моей кухни, и там я мою посуду и слушаю музыку по
транзистору. Играют мою любимую пьесу, которая напоминает мне об одной чудесной
лыжной прогулке. -- И она начала едва слышно напевать, потом сделала паузу,
чтобы объяснить автору: -- Разве эта музыка не напоминает вам о поездке на
лыжах, о спуске с горы, в точности как вот эта чудесная мелодия. Но, боже мой!
Этого не может быть! Посмотрите в окно, вы видите эту гору, где мы обычно
катаемся на лыжах? И так близко, что я вижу там все. Посмотрите на этот
огромный валун, который огибает лыжня. Пожалуйста, дайте бумагу и карандаш, я
нарисую все это". И она сделала рисунок, .время от времени поднимая глаза от
бумаги, чтобы проверить "свое визуальное впечатление" и "пейзаж".
Испытуемая была женой стоматолога, который тоже присутствовал в аудитории. Он
часто, но безрезультатно пытался ввести ее в транс для обезболивания при
лечении зубов; его коллегам это также не удавалось. Она пришла на заседание
только после того, как взяла с мужа обещание, что не будет использована в
качестве объекта гипноза. Автор при поиске добровольцев для демонстрации своих
опытов попросил подняться на сцену "ту хорошенькую девушку в белой шляпке с
последнего ряда". Она подошла, но сразу же объяснила, что не хочет подвергаться
гипнозу. Женщине честно сказали, что ей не нужно входить в состояние транса,
пока она сама этого не захочет, и что автору нужно несколько добровольцев для
демонстрации гипноза. Кто-то из них будет показывать обычное состояние
бодрствования, другие-- легкое, среднее и глубокое состояние транса как
различные типы гипнотических реакций. Женщина охотно согласилась быть
бодрствующим объектом, и ей сказали, что, поскольку ее муж использует гипноз,
ей, возможно, захочется наблюдать за добровольцами, которые вызвались быть
объектами, и за реакцией слушателей, следящих за демонстрацией и желающих
понять, как нужно разговаривать с пациентами, чтобы добиться нужного эффекта.
|
|