|
МЕТОДЫ "СЮРПРИЗА" И "МОЙ ДРУГ ДЖОН" (минимальные "ключи" и естественные
эксперименты)
American journal of clinical hypnosis, 1964, No б, pp. 293--307.
На заседании медицинского общества много времени было посвящено обсуждению
гипноза и его применения в медицине. На заключительном этапе автора попросили
провести сеанс гипноза, и к сцене подошли две молодые женщины и врач лет сорока
пяти. Одна из женщин заявила: "Меня никогда не гипнотизировали, и я никогда не
видела, как это делается, но думаю, что со мной можно это сделать". Вторая
девушка сказала: "Меня тоже никогда не гипнотизировали, но мне хотелось бы
попробовать". Врач сказал: "Меня невозможно загипнотизировать. Другие врачи
потратили уйму времени, пытаясь ввести меня в состояние транса, но это никому
не удалось. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали, хотя уверен, что ничего не
получится. Мне бы хотелось испытать состояние транса, хотя я знаю, что не смогу.
Я применяю гипноз у своих пациентов, но не всегда убежден в том, что правильно
понимаю их реакции. Поэтому мне хотелось бы побыть вместе с вами на сцене,
чтобы все лучше увидеть".
Автор спросил его, абсолютно ли он уверен, что не может оказаться в состоянии
транса. Врач ответил, что абсолютно убежден в невозможности загипнотизировать
его. Один из слушателей потом сказал автору, что сам потратил около тридцати
часов, пытаясь загипнотизировать этого врача, и все было безрезультатно.
Девушку А (ту, которая думала, что может погрузиться в транс) посадили в кресло
справа от автора; другая девушка, В, села справа от мисс А, а доктор С был
помещен справа от мисс В, но его кресло стояло под таким углом, чтобы он легко
мог видеть лица автора и обеих девушек. Кресло автора также стояло под
небольшим углом, и он хорошо видел мисс А, мисс В и доктора С.
Обратившись к мисс В и доктору С, автор попросил их внимательно следить за мисс
А, которую он собирается использовать в качестве объекта (эти слова служили
потенциальным, но косвенным и неопознанным внушением мисс А). Доктору С автор
более подробно объяснил, что тот должен наиболее критично вынести свое суждение
и таким образом определить для самого себя, являются ли верными, на его взгляд,
различные гипнотические явления, обнаруженные мисс А (это тоже представляло
собой потенциальное внушение мисс А, а также определяло роль доктора С, поэтому
он не должен был ощущать свое сопротивление). Мисс В автор заметил, что ей,
несомненно, интересно будет наблюдать за сеансом гипноза, хотя она может понять
не все (особое ударение на этих словах) гипнотические явления, которые увидит
(мисс А снова была отдана команда, а доктору С сообщено, что здесь должно
произойти гораздо большее, чем можно будет понять, особенно мисс В). Акцент на
этих словах являлся косвенным внушением, что она и только она увидит "все". Ни
один из троих не понимает этого акцента на сознательном уровне мышления, но все
трое слышат его, и это оставляет в умах всех троих неопознанный вопрос, который
будет использован позже.
Для мисс А было сделано заявление, что гипнотическое состояние базируется на
процессах познания внутри самого объекта, что оно пробуждает подсознательное и
"автоматическую реакцию"; таким образом, открыто, но косвенно были отданы
инструкции на "автоматическую реакцию", которые услышали А, В и С. Для мисс А
было заявлено, что существует ряд методов, которые можно использовать, что
некоторые из них будут описаны так, чтобы слушатели могли оценить их
достоинства (здесь подразумевается, что В и С будут каким-то образом исключены
из числа слушателей). Затем последовало, казалось бы, неофициальное, но
довольно полное описание метода левитации руки, метода закрывания глаз, методов
"пятно на стене" и "две затемненные монеты", потом последовало объяснение
метода, который автор разработал раньше и в середине 50-х годов условно назвал
"мой друг Джон".
При этом методе, как подробно объяснил автор, человек притворяется, что некто
по имени Джон сидит в кресле, и этой воображаемой личности он с большим
чувством и сильным желанием делает внушение левитации руки, ощущая и чувствуя
свои собственные инструкции и автоматически реагируя на свои собственные
команды (подобно тому, как кто-то пытается произнести за другого человека слово,
на котором тот спотыкается). Тем самым можно научиться "ощущать" и
"регулировать" внушения. В типичном примере гипнотерапевт приказывает "моему
другу Джону" удобно сесть в пустое кресло, положить руки на бедра и показывает
эти действия, а потом медленно и осторожно, с полной значимостью и
напряженностью, делает внушения по поднятию пальца, руки, по сгибанию локтя;
каждый этап при этом иллюстрируется медленной, но непрерывной демонстрацией
таких движений. Потом гипнотерапевт добавляет, что когда рука приближается к
лицу, глаза закрываются; что когда пальцы касаются лица, глаза остаются
закрытыми. Делается глубокий вдох, и состояние глубокого транса сопровождается
глубокими вдохами. Такое состояние транса продолжается до тех пор, пока не
будут достигнуты все поставленные цели. Этот метод автор использовал при
обучении других врачей и при обучении самогипнозу.
Все три объекта и аудитория внимательно слушали это весьма пространное
объяснение. Потом автор сказал: "А теперь, мисс А, так как вы должны быть
объектом сеанса, мне хотелось бы попробовать на вас довольно простой метод,
который я называю методом „сюрприза". Все, чего я от вас хочу (говорит это со
спокойным сильным ударением), это сказать мне, какого вида, какой породы и
|
|