|
поднял руку и согласился сотрудничать с терапевтом. Разумеется, вы понимаете и
то, что и я тоже была все это время в состоянии транса, как, впрочем, и сейчас.
Потому что, находясь в этом состоянии, проще работать и учиться и вообще делать
все, что угодно. Я бы хотела, чтобы вы это поняли. Сказав Алле, чтобы она не
погружалась в транс слишком быстро, я имела в виду, чтобы она не погружалась
так глубоко, что перестала бы со мной сотрудничать. Конечно, когда вы
стараетесь не погружаться в состояние транса, очень легко там оказаться. Вы
можете использовать как часть своего транса все, что исходит от вашего клиента.
Часто я так и говорю: «Дальше все, что будет происходить, — это моя работа, это
сделала я!»
Еще один прием наведения транса: я говорю, что пациент может слушать меня или
не слушать. Он может воспринимать мои слова или позволять им обтекать себя, как
вода обтекает камни. Это создает у пациента ощущение независимости, что мне и
нужно. Слово «защита» здесь не очень подходит, но все же, если я произнесу
что-то не совсем верное, мои пациенты знают, что на это не нужно обращать
внимание. Я как бы заранее дала разрешение не обращать на меня внимание.
Например, я говорю о давлении рук на колени и о различиях в ощущениях правой и
левой руки, о том, что можно вспомнить и не забывать это ощущение, но можно и
забыть о нем… Я играю словами: забудьте о том, что вы вспомнили, вспомните о
том, что забыли, — в этом есть две цели. Во-первых, это запутывает и довольно
скучно. В конечном счете вы устаете от моей болтовни, обращаете внимание внутрь
себя, прислушиваетесь к своим ощущениям, а это именно то, что мне нужно.
Во-вторых, на более глубоком уровне у вас откладывается сообщение о том, что
вспоминать то, что необходимо помнить, и забывать то, что необходимо забыть, —
очень важный навык. Даже если вы забыли что-то вспомнить — это тоже ваше умение.
Этот навык можно использовать в дальнейшем, когда вы будете работать с болью,
с депрессией, с самооценкой, с совершенно любыми проблемами ваших пациентов.
Потому что прощать — тоже очень важный навык, и мы очень часто забываем (слава
Богу, не окончательно), что это вообще нужно делать. Когда мы начинаем понимать,
что это всего лишь навык, то можно начинать его использовать: вспоминать то,
что надо вспоминать, забывать то, что надо забывать. Вы как терапевты должны
обязательно вселить в своего пациента надежду, что он может решить все свои
проблемы, — безусловно, он может.
Затем я говорю о различных ощущениях: вы плывете в озере, испытываете ощущение
ветерка, чувство невесомости, облако, на котором мы плывем… Это очень детское
воспоминание. Когда дети играют в это, то они чаще всего действительно
чувствуют, как летят на облаке. Безусловно, очень приятно зарываться в подушку,
когда она мягкая и теплая, а кроме того, вашего любимого цвета. Я не задаю
вопросов, я только очерчиваю канву.
Практически у каждого человека есть свой любимый цвет. Эту подушку или любимое
одеяло можно сложить и убрать в какое-то тайное местечко, какой-то подходящий
кармашек. А это очень важно, это главное, что можно позволить сделать пациенту
во время терапии — взять с собой что-то приятное из своего прошлого и сохранить
в памяти. Затем я всегда прошу разрешения дотронуться до руки пациента. Иногда
рука бывает очень тяжелой, и тогда я медленно поднимаю эту тяжелую руку, а
потом тихонечко опускаю ее на колено, и человек постепенно погружается в транс.
Поэтому мне не важно, какой сигнал поступает от клиента. Все, что он делает, я
использую, и что бы он ни делал — в конечном счете правильно. Это его транс, и
я, естественно, постоянно даю понять, что это верно, хорошо, правильно.
Я прекрасно знаю, что люди мало пользуются таким важным и мощным инструментом,
как голос. Когда вы что-то говорите и улыбаетесь, то любой почувствует вашу
улыбку, даже если его глаза закрыты. Каждому человеку приятно, если ему
улыбаются, особенно если он в трансе. Иногда я говорю: «Хорошо сделано!», но
чаще: «Вот так, верно!» — и при этом улыбаюсь. И пациентам важно слышать эти
слова. Конечно, каждый понимает эти слова по-своему, но это уже другой вопрос.
Своим студентам я говорю, что «зарежу» их на экзамене, если они будут
использовать слово «поделиться». Клиенту вы должны давать, а не делиться с ним
чем-то. Делиться можно какими-то «вкусностями», но, работая с пациентом, можно
лишь предлагать или давать. Конечно, его дело — взять или отказаться. Это важно
и в повседневной жизни: если вы хотите что-то дать, то, предложив это,
отстранитесь и отпустите. Мои студенты исключают из словаря вредное слово, но
по-настоящему начинают понимать основную идею только через некоторое время.
Вернусь к прошедшему трансу. Поднимая руку пациента, я говорю ему, что она
невесомая, и, даже если она тяжела, я говорю: «Хорошо!» Отец очень часто
использовал со мной это наведение и даже не знаю, для кого оно было более
привлекательным — для меня или для него. Потому что появляется некая физическая
иллюзия: когда я обхватываю пальцами ваше запястье и начинаю потихонечку
поднимать, давление на руку настолько слабое, что в какой-то момент, когда я
постепенно отпускаю пальцы, становится непонятно, сама рука поднимается или все
же это делаю я.
Поднимаю руку пациента я по следующим причинам: таким образом я учу пациента
самостоятельно погружаться в транс. Вспоминая физические ощущения, легче впасть
в транс. Кроме того, рука, поднявшаяся помимо воли пациента, служит неким
«доказательством». В моей практике бывали случаи, когда пациент более часа
сидел с открытыми глазами, не двигаясь, глядя в одну точку, а потом, вернувшись,
говорил, что не был в трансе. Теперь, когда я прошу клиента открыть глаза и он
видит парящую собственную руку, все вопросы снимаются сами собой. Кроме этого,
первое удивление от созерцания парящей руки сменяется постепенным
проникновением в сознание идеи диссоциации. Когда вы почувствовали, что эта
рука «не ваша», смогли «отделить» ее от себя, тогда и начали формироваться
|
|