|
первые навыки диссоциации. Вы сможете дальше работать с болью, отстранением от
нее, вам будет проще готовить себя к публичным выступлениям.
В этом наведении было несколько интересных моментов, которые можно использовать
в дальнейшей работе. Я сообщаю пациенту, что, поднимая или опуская руку, он
может сам контролировать глубину своего транса. Следующая фраза: «Ты можешь
вспомнить какое-то приятное воспоминание, о котором ты забыл, что его можно
вспомнить». Затем я каждой фразой приглашаю клиента вернуться памятью в прошлое,
перелистать свой внутренний календарь назад. Многие люди считают, что ничего
приятного в их жизни не было, хотя это, конечно, не так, даже если ваша жизнь
не задалась или вы сейчас тяжело больны. Тем не менее вы можете вспомнить, как
много лет назад в жаркий летний день ели мороженое, или о том, как принесли
домой в дневнике одни пятерки или во время игры удачно поймали мяч.
Все знают, насколько трудно научиться кататься на велосипеде: удерживать баланс,
и крутить педали, и крепко держать руль. В какой-то момент все получается — и
невозможно описать этот триумф, но его можно вспомнить. Многие забывают это
ощущение, но все могут вспомнить самый первый раз, когда это удалось. Среди
чувств, сопровождающих эти воспоминания, присутствует ощущение триумфа, удачи и
независимости. А это является очень важным кирпичиком, строительным материалом
для каждого из нас. Мы склонны помнить скорее негативные моменты, но каждому
нужны «кирпичики успеха».
Затем я даю другие варианты воспоминаний, но обязательно какое-то, в котором
есть изменение температуры. В России с этим легче — вы знаете, что такое снег,
а в Техасе мне приходится говорить о запотевшей жестянке «Кока-колы», только
что вынутой из холодильника. Вы держите жестянку в своей руке и чувствуете, как
холод проникает в пальцы.
Воспоминания о замерзших руках или ногах дают возможность научиться управлять
своими физическими ощущениями. Это очень интересный инструмент для работы с
психосоматическими состояниями и болью. Затем я обязательно даю инструкцию
отложить это воспоминание в письменный стол или в шкаф своей памяти, чтобы
позже можно было им воспользоваться. Потом я говорю об одной минуте по часам, а
не о субъективном времени. В этом содержится намек на то, что время можно
растягивать или сжимать, чем мы все успешно занимаемся: когда мы стоим под
дождем или в очереди, время растягивается, а когда веселимся — время бежит
быстро.
Я всегда напоминаю, что в следующий раз в транс впадать будет все легче и легче.
Возвращение из транса я тоже использую для того, чтобы еще раз показать, как
легко войти и вернуться из транса, тем самым замыкая круг.
Задавайте, пожалуйста, вопросы.
Вопрос: Когда вы вводили двух пациентов в транс, вы в основном использовали
кинестетические понятия. Это обязательно?
Бетти: Просто мне так больше нравится. Хотя я использовала и зрительные образы.
Вопрос: Когда вы работали с Борисом, то сдвигали свой корпус и вправо, и влево,
изменяя модуляции голоса. Чего вы хотели этим добиться? Связано ли это с тем,
что его «сдавливали» в автобусе?
Бетти: Вопрос очень интересный, я об этом не задумывалась. Могу сказать только,
что человек в трансе чаще всего не помнит о своем теле.
Вопрос: Когда вы говорили с Анной о чем-то приятном, то отклонились от нее и
изменили модуляцию голоса на безразличную. Почему?
Бетти: Потому, что Анна сама делала то, что ей было необходимо. Когда она
выходила из транса, я интуитивно почувствовала, что ей необходимо побыть с
самой собой, а не со мной. Поэтому я намеренно отстранялась.
Групповое наведение
Ваши ноги стоят на полу. Я хочу, чтобы вы глубоко вздохнули. И вы можете
позволить вашему разуму полететь, поплыть… Иногда люди любят думать о том, что
они начинают распускать вязаную кофту за ниточку… Рисунок на кофте начинает
меняться… А может быть, вы что-то сплетаете, и начинает появляться новый
рисунок… И вы чувствуете себя приятно и забываете, что рядом с вами сидит еще
кто-то… И вы можете оставить глаза закрытыми или открытыми и при этом глубоко
вдыхаете… А когда вы глубоко вдыхаете, то можете отказаться от этого кусочка
своего сознания… Вы можете еще глубже вдохнуть… или можете выйти… или
почувствовать другое, но почти такое же ощущение…
И вы можете вспомнить, если захотите… что-то из своего детства… или увидеть
себя в будущем… или увидеть яркий свет… который обтекает вас… и почувствовать
тепло этого яркого света… вокруг вас… и свои руки на коленях… Вам может быть
это приятно… Вы чувствуете, как одна рука становится легче… и еще легче… а
другая рука становится тяжелее… еще тяжелее… И вы глубоко вдыхаете… вот так… Вы
можете пойти дальше… вот так… и глубже… Мне больше всего нравится иногда
погулять… может быть, в лесу… пойти по тропинке… и почувствовать под ногами
траву… И деревья такие зеленые… и птички поют… небо голубое… Вы идете… идете… и
время от времени поворачиваетесь и смотрите на дорожку, по которой идете, и
видите, как далеко вы зашли… Впереди горы… деревья… облака… А там, у вас за
плечом, далекая, пройденная вами дорога…
А было когда-то далекое-далекое время, когда вы даже имени своего написать не
умели… И бумага и карандаш были для вас такими непонятными… Вы не знали, как
писать… Вы брали карандаш и пытались нарисовать линии… И в конце концов учились
писать свое имя… составлять слова… А теперь вы пишете не задумываясь… вы можете
|
|