|
«Волевые* метапрограммы 167
более слабым. Люди с пониженной ответственностью обычно жаждут такой заботы,
определяют ее как «проявление любви ним», обвиняют и упрекают других при
отсутствии подобного «внимания» и лишены чувства подлинной независимости и
взаимозависимости.
Согласно моим (ББ) наблюдениям, интенсивность созависи-мости прямо
коррелирует с тем, насколько часто индивидуум занимает вторую позицию по
отношению к другим людям.
Первичные контексты. Когда мы появляемся на свет, у нас отсутствует
высокоуровневый концепт «ответственности»; он формируется с годами по мере
нашего взросления. Мы все вступаем в жизнь, обладая пониженной ответственностью,
поскольку полностью зависим от тех, кто о нас заботится. Здесь важную роль
играют семья, культурная и расовая среда, а также ценности, прививаемые нам как
этими источниками, так и религией, политикой, школой и т. д.
Травма может обусловить как первое, так и второе отношение к
«ответственности». Человек может принять на себя роль жертвы и отказаться от
какой бы то ни было ответственности, либо он может начать играть роль
избавителя, опекуна, поддавшись мессианскому комплексу спасителя мира.
Одна из форм дисфункционального воспитания заключается в том, что на ребенка
возлагается ответственность за эмоции родителей. Если ребенок соглашается с
этим, то, когда он вырастает, у него формируются два ошибочных убеждения: 1)
мои достоинства определяются способностью действовать в интересах окружающих и
доставлять им удовольствие; 2) люди полюбят меня только в том случае, если я
буду заботиться о них и отвечать за них.
Самоанализ
• Повышенная ответственность/пониженная ответствен
ность/сбалансированность
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
Уровень 3ii лнео ДА/НЕТ
168 Часть П. Метапрограммы
№ 28. Степень доверия к людям
Недоверчивость/доверчивость (паранойя/ наивность)
Концепт. Данная метапрограмма связана с метапрограммрй, которая определяет,
как «сознание» трактует факты и, следовательно, поддается убеждению (№ 17). Она
относится к тем же самым процессам — только с точки зрения наших отношений с
окружающими. Некоторые люди следуют мыслительно-чувственному паттерну недоверия,
другие — паттерну доверия.
Извлечение. «Когда вы встречаете незнакомого человека, то сразу же
испытываете чувство доверия к нему и готовы быть откровенными с ним или у вас
возникает чувство недоверия, сомнения, зависти, неуверенности, появляются
вопросы и т. д.?», «Как вы обычно предпочитаете контактировать с человеком или
группой людей, прежде чем лучше их узнаете, — доверительно или осторожно?»
Идентификация
1. Недоверчивые. Люди, которые сразу же задаются вопроса
ми, начинают сомневаться, чувствуют (в большей или меньшей
степени) угрозу, будут проявлять сдержанность, займутся иссле
дованием, захотят убедиться в мотивах, намерениях и образе дейст
вий человека. Обычно они занимают настороженную, оборонитель
ную позицию и не готовы тотчас же поверить кому бы то ни было.
Они ведут себя недружелюбно и выглядят не слишком доступнк-
ми (подобная тактика становится самоисполняющимся пророче
ством — оправдывая их предположения в отношении другого че
ловека!).
2. Доверчивые. Люди, которые сразу же проникаются довери
ем к окружающим, чувствуют свою общность с ними, идут им на
встречу и даже готовы заключить в объятия любого незнакомца.
Как правило, они кажутся сердечными, дружелюбными, заинте
ресованными и общительными. Когда подобный стиль поведения
чрезмерно выражен, человек наивно верит всему, что говорят другие
люди, в результате чего становится объектом манипуляций и его
бывает легко обмануть.
Язык и личность. Ориентация на недоверие приводит к тог^ что человек
вступает в социальные ситуации и устанавливает новые отношения с большой
осторожностью, постоянно сомневается в мотивах и намерениях других людей. Когда
возникают труД" ности, у него может быстро возникнуть состояние «жертвы»! так
5. «Волевые* метапрограммы 169
что он будет чувствовать себя объектом контроля и манипуляции. Это еще больше
убеждает его в том, как важно проявлять недоверие к окружающим. Ориентация на
доверие как операционная система побуждает человека устремляться навстречу
другим людям, демонстрируя сердечность, обаяние и, порой, наивность.
Первичные контексты. Эриксон (Erickson, 1959,1968) в своей модели, которая
описывает психосоциальные стадии развития, выделяет стадию доверия/недоверия.
Ребенок проходит эту стадию в возрасте от двух до пяти лет, и здесь имеют
значение в первую очередь его отношения с родителями и эмоционально значимыми
|
|