|
г ва ^«Ментальные» метапрограммы Ш
остоящее из процессов, наполненное движением и т. д., — определяет тип карты,
которую он использует в жизни.
Извлечение. «Когда вы размышляете о реальности, то обычно представляете ее
как нечто постоянное, устойчивое и состоящее йз объектов или как танец
электронов, нечто текучее, постоянно меняющееся, состоящее из процессов?»
Идентификация
1. Аристотелевский. Люди, которым реальность кажется ста
тичной, исповедуют аристотелевский взгляд, позволяющий им
взирать на жизнь с макроскопической или микроскопической
позиции физики. Они живут (ментально и концептуально)
в мире, наполненном вещами, объектами, людьми и т. д., и по
этому употребляют в своей речи преимущественно существитель
ные и номинализации. Это побуждает их овеществлять процессы,
превращая их в объекты (номинализация). Они обычно также
прибегают к аристотелевской «логике», которая проявляется
в использовании (скрытом) «есть» идентичности («Он — неудач
ник») и «есть» предикации («Она глупа»). Тем самым они жи
вут в достаточно устойчивой и «застывшей» вселенной, к кото
рой могут чувствовать себя привязанными и объекты которой
считают неизменными.
2. Неаристотелевский. Люди, которые представляют реаль-1:
ность в виде процессов, усвоили скорее неаристотелевскую мыс
лительную установку и поэтому взирают на жизнь преимуществен
но с субмикроскопической позиции физики. Это позволяет им
ценить и использовать «квантовый» уровень. Концептуально они
осмысляют действительность как «процессуальную», полную вы
плесков энергии, так что «объекты» становятся относящейся к более
высокому уровню макроскопической иллюзией нервной системы,
концептом, пригодным для работы и использования, но не более
того. В разговоре они больше используют глаголы, функциональ
ный язык, поведенческие характеристики и поэтому живут в мире
процессов.
Язык и личность.. Язык существительных и номинализации
Формирует устойчивый черно-белый мир (№ 6) аристотелевско-
г° Ума, способствует более конкретному и детальному мышлению
(№ 1) и тем самым обусловливает большую рассудочность (№ 22).
Зык глаголов и процессов ведет к мышлению континуумом, склон
ности задавать вопрос «как» (№ 10), большей восприимчивости,
ТекУчес.ти..лич1Юсти (гибкости). _,,-|,Лл.
114 Часть II. Метапрограмщ,
Наша государственная система образования во многом способ^ ствует
аристотелевскому типу мышления. Он до сих пор пронизывав* нашу культуру.
Пакатопиескоесообщ^ствопродолжаетиспользовать при диагностике DSM-IV. Если
человеку ставят диагноз «паническое расстройство» и назначают государственное
пособие, тогда получается, что доллары, взимаемые в виде налогов, поддерживают
тот образ жизни, при котором человека постоянно преследует страх. Кожибски
(Korzybski, 1933/1994) показал, что представляет собой неаристотелевский стиль
мышления, эмоций и речи. НЛП развивается на этой основе. Тем самым НЛП
превращает «панической расстройство» снова в процесс, задавая вопрос: «Как вы
определи-? ете, когда вам впадать в панику? В результате каких ваших действий
вас начинает переполнять страх? Что вы видите, говорите себе и т. д.? Если вы
этого не сделали, что вы испытываете?»
Первичные контексты. Наша нервная система предраспола-* гает нас изначально
к аристотелевскому способу восприятия и мышления. Поэтому изменение этой
метапрограммы полностыб зависит от обучения на основе аристотелевского
восприятия, которое характеризует «здравый смысл». Данный уровень характер
ризует мышление ребенка и мышление первобытных людей. Неаристотелевская
мыслительная установка проистекает из мировоззрения, опирающегося на квантовую
механику, квантовую (не ньютоновскую) физику, теорию Эйнштейна и т. д.
Самоанализ
• Аристотелевская статичная/неаристотелевская процессуалы.
ная сортировка
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма^
уровень ДА/НЕТ
№ 12. Предпочитаемый канал коммуникации
Вербалъный(дигиталъный)/невербалъный (анадоговый)/сбаламсированный
Концепт. Информация поступает к нам по двум основным каналам — вербальному и
невербальному. Вербальный канал вклют
. «Ментальные»метапрограммы 115
чает все символьные системы, которые мы создали для коммуни-jgmnn: язык, музыку,
математику, изобразительное искусство, языки программирования и т. д.
Невербальный канал включает все характерные сигналы, которые обусловлены нашим
физиологическим и психологическим состоянием: дыхание, позу, мышечный тонус и
|
|