|
Язык. Послушайте, как часто непомехоустойчивый индивид будет вспоминать о
ценимых им «тишине, покое, уюте» и т. д. Он станет жаловаться на шум, мешающий
ему думать, на преследую^ щие его запахи и т. д. Помехоустойчивый человек будет
говорить о ценимых им «волнующих событиях, приключениях, новых ощущениях и
местах».
Неврологические индикаторы. У непомехоустойчивых людей, которые испытывают
сильное физиологическое возбуждение, также наблюдается периферийная
вазоконстрикция, то есть сужение капилляров на кистях рук и стопах. Это
означает, что температура кожи на этих частях тела ниже общей температуры тела.
У легко возбудимых людей часто бывают холодные сто* пыикистирук (Mehrabrian,
1976, р. 60).
Первичные контексты. Очень похожи на № 8 в отношении контекстов
вмешательства или невмешательства в личную жизнь, на-
гпП*л 3. «Ментальные* метапрограммы Ш
личия времени на обдумывание и размышления или отсутствия такового. Дети
начинают жизнь, обладая, по-видимому, небольшой способностью к отсеиванию
стимулов и поэтому им приходится учиться тому, как селективно направлять
внимание. Большинству детей требуется разрешение на экранирование и взрослые
могут легко помешать им делать это.
Самоанализ
• Непомехоустойчивость/помехоустойчивость
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
№ 10. Философская направленность
Почему/как; причипы/процессрегиения (философ/ практик)
Концепт. Работа «мыслительного аппарата» в аспекте философской
направленности колеблется между вопросами, «почему» произошло то или иное
событие и «что» оно означает с точки зрения причин и источника, с одной стороны,
и «как» иметь с ним дело — с другой.
Извлечение. «Когда вы думаете о каком-то предмете (являющемся или не
являющемся проблемой), то сначала размышляете о причине и источниках (почему)
или об использовании, функции, направлении, исходе (как)?»
Идентификация
1. Люди, задающиеся вопросом почему, обычно сортируют в поиске философского
прошлого данного явления и поэтому ценят (или переоценивают) понимание его
причин и источника. Допущение, которое приводит в действие эту ментальную
операционную программу, выглядит так: «Если я смогу понять, откуда берет Начало
такое-то явление, то обрету над ним власть». В психологи данный стиль нашел
свое выражение в подходе, который Бэн-Длер и Гриндер назвали «психоархеологией»,
— его можно увидеть, например, в концепциях Фрейда и Юнга. (Glasser, 1965,
приводит соответствующие примеры.)
112 Часть П. Метапрограмму,
Угадайте, что хотят знать те, кто сортирует в поиске почему, когда они
обращаются к терапевту? Причину и источник проблемы! Люди, перенесшие
психологическую травму, часто «застревают» в своем травматическом состоянии, и
в результате — посколь* ку они ходят и ходят по кругу, вопрошая о «причине», —
у них возникает посттравматический синдром.
2. Люди, задающиеся вопросом как, обычно интересуются применением и
назначением объектов. Они уделяют мало внимания причинам (хотя все-таки
уделяют), их больше волнует ответ на вопрос «ну и что?» Философская
направленность как побуждает их больше фокусироваться на решении, чем на
проблеме. «Что я могу предпринять в этой ситуации?», «Как я могу использовать
это или прореагировать на это?»
Язык и личность. Ориентация «почему» превращает человека в философа (№ 22 —
восприятие), а ориентация «как» — в прагматика, который предпринимает действия,
изменяющие ситуацию, (№ 22 — суждение).
Первичные контексты. Какая философская ориентация преобладала в мышлении
родителей и учителей ребенка? Идентифицировал ли он себя с ней и моделировал ее
или отвергал подобную ориентацию? Травматический опыт обычно побуждает людей
искать причины, источники и т. д.
Самоанализ
• Почему — причины/как — функция
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
№11. Тип структурирования реальности
Аристотелевский/неариапотелевский (статичный/прщессуалышй)
Концепт. Способ, которым человек осмысляет территорию «реальности» — как
нечто статичное, постоянное, состоящее из объектов, устойчивое, вечное и т. д.
или как нечто меняющееся!
|
|