|
87>
Рис* 3.1. Иерархия языка на шкале специфики и абстракции
Часть II. Метапрограмм^
истории^ рассказа и т. д. (поэтического мышления). В этом случае S мы
размышляем об одном предмете с точки зрения другого. Бейт- \ сон объясняет, что
его творческая деятельность во многом обусловь лена его абдуктивным мьпилением.
Джеймс и Вудсмолл подсчитали, что 15% людей функциони* руют исходя из
специфики, 25% — исходя из специфики с добави лением определенной глобальности,
а 60% — исходя из глобал$| ности Games & Woodsmall, 1988).
Язык. Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопро-| са: «Что вам
требуется в первую очередь, когда вы слышите нечто*! новое, —? общая дсартина
или детали?» Наличие множества робностей, деталей и перечней в речи человека
обычно указыв на детальный стиль обработки. Если человек рассуждает в терми*
нах общих принципов и концептов, вероятно, перед вами тот, кто: предпочитает
глобальную сортировку. Знание того, как и на ка-! ком уровне человек
обрабатывает информацию, может стать для нас хорошей подсказкой, как
осуществить эффективную комму^ никацию с этим человеком. Йегер характеризует
язык в верхнещ части шкалы как «метаслова» (Yeager, 1985, р. 153).
Подстройка. Чтобы подстроиться и осуществить коммуникач!
цию с человеком, которому требуются детали, снабдите его ^
жеством специфических подробностей, разбивайте предмет обе
дения на отдельные элементы. Используйте множество определи
ний и имен собственных. При коммуникации с человеком, которой
сначала требуется гештальт-понимание, изъясняйтесь посредсп
концептов, принципов и более общих идей. Избегайте деталей в
начале разговора; вы можете коснуться их позже. • .
Если вы имеете дело с человеком, сортирующим посредством гештальтов, то,
используя специфику, вы, скорее всего, быстро вызовете у него скуку и/или
фрустрацию. Если вы предлагаете челсИ веку, сортирующему детально, общие
понятия, то, вероятно, вызо-J вете у него недоверие и растерянность, поскольку
ваша коммушй; кация будет для него слишком расплывчатой и нереалистичной;*
Чтобы стать первоклассным коммуникатором, определите, где на шкале
специфики/абстракции находится человек, и подавайте своя информацию на этом
уровне.
Данная модель и вопросы двух моделей НЛП (метамодели и Милтон-модели)
предоставляют в наше распоряжение языковы<| паттерны для движения вверх и вниз
по иерархическому конти-' нууму с учетом размера чанка.
р/лва 3. «Ментальные» метапрограммы
Когнитивное искажение в РЭТ. Aral Стратегия научения Джима (она также
является его «репрезентативным» козырем) состоит в том, что он предпочитает и
часто использует определенную репрезентативную систему. Однако, будучи склонен
к глобальной сортировке, он слишком быстро переходит к чрезмерному обобщению и
использует слишком много расплывчатых слов, суще-ствительных^ которые не имеют
референтов, глаголов, ярлыков и т. д., и поэтому приходит к неадекватным
заключениям. В данном случае он сделал вывод: «Я не способен играть в команде.
Я всегда буду неудачником. У меня все валится из рук!» Проблема, которая
возникает в связи с чрезмерным использованием паттерна индуктивных рассуждений*
заключается в том, что человек погружается в детали и теряет ориентацию.
Первичные контексты. Данные паттерны могут порождаться моделирующими
родительскими фигурами, которые демонстрировали либо глобальную, либо детальную
сортировку; родительскими фигурами, которые злоупотребляли одним из этих стилей,
так что ребенок стал ценить противоположный; травмирующим опытом с учителем
или властной фигурой, которые заставляли ребенка смотреть на все в глобальном
масштабе или выискивать детали.
Самоанализ
• Конкретизированная индуктивная сортировка/глобальная де
дуктивная сортировка (детали/общий план).
• Латеральная сортировка или абдукция.
Контексты
• Работа/карьера • Интимные отношения
• Взаимоотношения • Увлечения/отдых
• Спорт • Другое:
• Высокий/средний/низкий • Ведущая метапрограмма:
уровень ДА/НЕТ
2. Тип связи
присоединение/отсоединение; тождество/различие; согласие/несогласие
Концепт. Как правило, когда мы впервые сталкиваемся с новой информацией, мы
обрабатываем ее одним из двух базовых способов. Мы можем выискивать либо то,
что соответствует или
S[0 Часть II. Метапрограмм^
тождественно нашим существующим знаниям, либо то, что отлм-
чаетсяХУТ наших знаний или не соответствует им. Данная мета--
программа играет доминирующую роль в формировании нашего
общего стиля мышления, а также нашего мировоззрения. ~-
Извлечение. Спросите человека: «Какую связь вы прежде веет
|
|