|
. «Ментальные» метапрограммы 85
Описание
1. Некоторые люди предпочитают начинать с конкретной ин
формации, представленной в виде очень маленьких блоков, а за
тем производят индукцию, двигаясь вверх к общим принципам. Они
выискивают детали и чувствуют себя наиболее комфортно на этом
уровне и с этим размером данных. Они предпочитают дробить ин
формацию — обрабатывать ее в последовательностях, которые
позволяют им затем двигаться по шкале вверх от специфики к
абстракции. Будучи индуктивными мыслителями, они говорят:
«Дайте мне детали, и я посмотрю, что это для меня значит». Здесь
мы имеем дело главным образом с технической и научной уста
новкой. Человек, который сортирует в очень конкретизированной
манере, видит деревья, но не лес.
2. Напротив, другие люди предпочитают начинать с общей кар
тины, которая предполагает более глобальный взгляд. Они осмыс
ляют мир с точки зрения этого масштабного фрейма. Им сначала
нужен «лес», а не деревья. Для обработки информации им нужна
гештальт-конфигурация (целостный или общий паттерн), имея
которую они могут произвести дедукцию, двигаясь вниз к малым
блокам. Такие дедуктивные мыслители говорят: «Дайте мне вашу
общую концепцию или идею, и я посмотрю, насколько она рацио
нальна». Здесь мы имеем дело преимущественно с философским
и гуманитарным мышлением. Человек, который сортирует гло-'
бально, видит лес, но не деревья.
Рассмотрим вертикальный континуум, который простирается от мельчайших
деталей специфики к наивысшей и наиболее глобальной перспективе. Способность
двигаться от конкретного к абстрактному характеризует научную форму интуиции. В
этом случае человек производит укрупнение, переходя ко все более высоким
уровням информации. Способность разукрупнять, опускаясь, к специфике,
характеризует философскую форму интуиции. Она позволяет человеку использовать
абстрактные концепты. Джеймс и Вудсмолл разработали схему, которая служит
моделью для этого вертикального континуума и которую они назвали «иерархией
идей» (James & Woodsmall, 1988). Мы адаптировали эту схему и назвали ее
«Иерархией языка на шкале специфики и абстракции» (Рис. 3.1).
3. Бейтсон (Bateson, 1972,1979) описывает третий стиль, аб-
ДУкцию. Под ней понимается не движение вверх или вниз по шка
ле специфики и абстракции, а отвлеченное рассуждение (рассуж-
86 Часть П. Метапрограммы^
дение «на стороне») посредством моделей окольного мышления — аналогий, метафор,
историй и т. д. Говоря о латеральном, или отвлеченном, мышлении, отличающемся
от восхождения (индукции^ и нисхождения (дедукции) на шкале
абстракции/специфики, Бейт-# сон (Bateson, 1979) использовал термин абдукция
для описания! случая, когда мы думаем о каком-то одном предмете посредством!
размышления о чем-то ином. Он противопоставил абдукцию индукции и дедукции (или
дополнил ею эти процессы). A6& имеет место, когда человек использует лозунги,
притчи, образ! коаны, загадки, истории, метафоры, поэзию, мифы и т. д. для BI
ражения абстракции нового, высшего уровня. При латеральш (абдуктивном)
мьпилении мы движемся (концептуально) в сто-* рону и думаем о примерах. Мы
можем также делать это до или» после укрупнения и разукрупнения. (Пример
абдукции см, на рис. 3.1: «маркетинговые менеджеры — менеджеры — финансовые!
менеджеры».)
Идентификация
1. Глобальная сортировка/дедукция- Те, кто сортирует обобщен^
но, легко вспомнят случаи, когда у них вызывал скуку и раздра^
жение человек, утомлявший их многочисленными деталями, в ко
торых они не нуждались. Те, кто мыслит более абстрактно, отл
чаются от тех, кто мыслит конкретно и подробно. Они начинают
абстракций высокого уровня (принципов, идей, концептов, убеж-»!
дений и т. д.) и нисходят к специфике. Те, кто сортирует в общей|
форме, часто придерживаются убеждения: «Если вы помните о дод«|
ларах, центы позаботятся о себе сами». При глобальной обработай
ке мы мыслим с точки зрения общей картины, общего видения-
выведенного принципа и т. д.
2. Детальная сортировка/индукция. Те, кто сортирует, опираясь;
на детали, могут легко припомнить, как бывали разочарованы, об
щаясь с человеком, который говорил неопределенно, расплывчат^
и не предоставлял им важных подробностей относительно предмету
разговора. Люди, которые сортируют конкретно, часто придержива^
ются убеждения: «Если вы помните о центах, доллары позаботятся-Щ
себе сами». Они начинают с конкретных деталей и восходят к об
щим принципам и глобальным заключениям. " * у,
3. Латеральная сортировка/абдукция. Мы рассуждаем не толь
ко с помощью индукции (научного мышления) и дедукции (фшкм,
софского мышления), но также посредством аналогии, метафоры».
1.
^Ментальные* метапрограммы
|
|