|
метапрограммам своего собеседника и получить доступ к его нервным контурам,
обрабатывающим информацию в таком ключе, который кажется ему «реальным».
Поскольку человек не может не отреагировать на собственный способ осмысления
происходящего, коммуникация становится по-настоящему эффективной.
Руни пишет:
...хотя текущее состояние исследований по нейросорти-ровкам (метапрограммам)
еще не достигло такого уров-ня, чтобы сказать, как они действуют неврологически
или почему каждому индивидууму присущи определенные сортировки, кое-что о них
все-таки известно (Rooney, 1990).
72 Часть I. Понимание паттернов сознания^
В следующих разделах мы собрали кое-что из того, что нам* известно о
метапрограммах, и высказали идеи о том, как с ними работать.
Как работать с метапрограммами?
1. Признавая, что метапрограммы определяют общее направ
ление сознания. Метапрограммы отличаются от убеждений, по-
скольку они обычно функционируют в намного более обобщен-
ном виде, чём убеждения. Они скорее функционируют как фокус
сознания, чем определяют содержание конкретного убеждения,
Руни пишет:
Они действуют скорее как направление, тенденция, общее указание, посредством
которого мы осуществляем селекцию, или канализируем входящую информацию,
которая позже превратится в убеждения (Rooney, 1990).
2. Признавая, что метапрограммы зависят от контекста. Че
ловек может проявлять крайне выраженную внутреннюю ориен-
тацию в одном жизненном контексте (например, в области духов-
ных поисков, когда он уходит внутрь себя, чтобы найти смысл,
невзирая на слова и действия окружающих) и крайне выражен
ную внешнюю ориентацию в другом (например, на работе, следуя
указаниям и наставлениям других людей). Контекстная зависи
мость метапрограмм предполагает, что хотя наши метапрограм
мы функционируют согласованно внутри данной области, они часто
действуют совершенно иначе в другой сфере. Хотя бывают исклю-
чения, ожидайте согласованности метапрограмм внутри данной,
сферы. Нам необходимо постоянно задаваться вопросом о контек
сте, внутри которого мы используем данную метапрограмму, и о
контекстах, в которых мы ею не пользуемся.
Метапрограммы также зависят от культурного контекста. Стиль сортировки может
стать привычным для целой группы людей, так что определенные метапрограммы
могут доминировать среди тех или иных расовых, религиозных, семейных или
политических групп. Это означает, что значительный процент людей в данной
стране, обществе, области, поколении, экономической системе, образовательном
учреждении и т. д. может благоволить к определенному метапрограммному стилю,
обусловливающим мышление, эмоции и т. д. Изучая метапрограммы, принимайте это
во внимание. Характеризует ли данный стиль структурирования мыслей и эмоций
какие-либо большие группы, с которыми некий человек
Ттва 2. Метапрограммы для понимания людей 73
себя связывает? Например, фундаменталистский склад мышления, будь то
политический или религиозный фундаментализм, в области
перцептивно-категориальной сортировки (№ 6) придерживается полярностей,
используя категории черного и белого. Что характерно, крайний «либерал» будет
проявлять аналогичный стиль мышления. Умеренные, по определению, находятся
где-то посередине и поэтому сортируют, используя весь континуум.
3. Полагая, что метапрограммы функционируют в континуу
ме. Человеческие существа не обязательно существуют в виде того
или иного паттерна (или/или). Хотя некоторые люди действительно
обрабатывают информацию полярным образом в одной-двух ме-
тапрограммах, обычно мы оказываемся где-то в промежуточной
зоне континуума. Поэтому мы должны задать вопрос: «В какой
степени/насколько сильно у меня или у другого человека выра
жен данный паттерн структурирования мышления или эмоций?»
4. Ожидая, что метапрограммы будут функционировать
в зависимости от «состояния». Это означает, что наши метапро
граммы сильно зависят от нашего ментально-эмоционального
состояния в данное время. Используемая метапрограмма может
быть той или иной в зависимости от нашего внутреннего состоя
ния (внутренний контекст), ситуации (внешний контекст),
в которой мы оказываемся, и уровня напряжения, которое мы
испытываем. Поэтому нам нужно также задаться вопросом о со
стоянии человека. Как мы воспринимаем происходящее в стрес
совом состоянии в противовес спокойному и расслабленному?
Как мы мыслим и чувствуем, когда находимся в группе в проти
вовес пребыванию в одиночестве? В условиях избытка и в усло
виях недостатка ресурсов?
Как правило, большинство людей, оказавшись в «стрессовой» ситуации,
переживают ее ассоциированно (№ 15). В этом случае вы можете рассчитывать, что
человек будет воспринимать происходящее близко к сердцу и демонстрировать
другие когнитивные искажения, обусловленные страхом, ожиданием катастрофы,
упреками и т. д. Подобная ассоциация с состоянием стресса предполагает сигналы
|
|