|
глаголы: программирование, сортирование и т. д. Это поможет нам избежать
рассуждений о том, кем человек «был» или кто он «есть».
[В скобках сообщаем, что мы также позаимствовали из общей семантики расширяющий
прием E-Priming. Мы сделали это, чтобы избежать помешательства, о котором
постоянно предупреждал Кожибски (Korzybski, 1933/ 1934), а именно использования
глагола «есть" для выражения идентичности и предикации. Поэтому на протяжении
всей книги (за исключением цитат из других работ) мы стараемся не употреблять
глагол «есть» (есть, был, были и т. д.). См. модель E-Primeу Бурлэнда
иДжон-стона (Bourland&Johnston, 1991,1993), а также у Холла (Hall, 1995).)
Соответственно, «личность» является результатом присущих человеку программ
содержания, или «стратегий», которые определяют, что содержат наши мысли,
убеждения, ценности и т. д., а также метапрограмм, которые определяют, как мы
мыслим, сортируем, верим, оцениваем и т. д. Благодаря обоим этим уровням
функционирования (что и как) любое поведение или стиль реагирования, которые мы
постоянно повторяем, становятся в итоге привычными. После чего они оказываются
за рамками сознательного восприятия и становятся «неосознаваемым программным
обеспечением». Или, если употребить более поведенческий язык, они превращаются
в «неосознаваемый непрерывный способ обработки и структурирования информации».
Эти паттерны описывают метапрограмму.
Мы знаем, что подобный процесс привыкания присущ нашим программам содержания
(например, печатанию на машинке, вождению автомобиля, играм с мячом, проявлению
социальных навыков, демонстрации дружелюбия, чтению и т. д.). Он также присущ
нашим метауровневым паттернам. Когда происходит привыкание, подсознание на
метауровне делает те или иные «программы» еще более действенными,
стимулирующими, «прочными» и «реальными» на вид.
И что возникает в результате? Внутреннее и внешнее динамическое поведение,
которое составляет то, что мы обычно называем «личностью». Эти упроченные и
стабильные способы восприятия и обработки начинают затем казаться врожденной
частью нашего «тем-перамента» (еще одна номинализация). «Темперамент»
определяется
Часть I. Понимание паттернов сознания
как «склад» мышления, «специфические ментальные или физические качества».
Кэттелл пишет:
Люди реагируют скорее на свое восприятие реальности, чем на саму реальность, а
это восприятие обусловлено прошлым опытом и с трудом поддается изменениям, даже
в реакциях на события, происходящие здесь и сейчас (Cattell, 1989, р. 71).
Соответственно, большинству людей присуще чувство «псевдостабильности» в
отношении своего «я», и это чувство побуждает их считать свои так называемые
«черты» и «темперамент» устойчивыми и реальными данностями. Это обстоятельство
объясняет, почему события, происходящие здесь и сейчас, очень часто не изменяют
(и не могут изменить) метапрограммы человека (а следовательно, и «личность»).
Почему же это происходит? Прежде всего потому, что человек не способен увидеть
в своем ощущении стабильности «личности» результат своего восприятия и
ментальные карты территории, принимая эти карты за саму территорию.
Ллойд посвятил этому вопросу свою докторскую диссертацию:
Хотя теория черт постулирует личность как продукт одинарной основополагающей
статичной диспозиции, теория состояний рассматривает личность как
много-факторный феномен, являющийся продуктом всего социального окружения.
В исследованиях Берна и Аллена (Bern &AIlen, 1974) иШве-дера (Schweder, 1975)
было установлено, что люди сообщают о своей поведенческой устойчивости чаще,
чем в действительности ее демонстрируют. Таким образом, можно заключить, что
людям присуще устойчивое восприятие собственных поведенческих реакций, даже
когда их фактическое поведение не устойчиво (Lloyd, 1989,р. 20).
Что же это означает? Далее мы покажем, что на мета концептуальных уровнях (в
мета-мета программах), относящихся к «я», мы стоим на позициях стабильной
идентичности в отношении нашего «я», «черт» нашего «я», «темперамента» и
«личности», и это объясняет их устойчивость, а также устойчивость нашего
псевдо-, восприятия более долговечного «я», чем то, которое существует в
действительности. Это соответствует принципу Бейтсона (Bateson, 1972), согласно
которому высшие логические уровни всегда орга-
, Глава 1. Что мы понимаем под метапрограммами? 39
низуют и стимулируют низшие уровни. В главе об изменении метапрограмм мы
покажем, что, когда мы изменяем конструкции высшего уровня, изменения тотчас же
происходят и на низшем уровне!
Ллойд далее подмечает характер этих конструкций как продуктов нашей
лингвистики и семантики:
Я показываю, что термины, используемые в исследованиях личности, — это не более
чем удобные конструкты. И цель данной работы — продемонстрировать», что на
оценку черт темперамента традиционными методами значимо влияют конкретные
изменения в стимульных условиях (Lloyd, 1989, р. 114).
Для нас это означает, что домен метапрограмм существует как открытая область.
НЛП и когнитивное/перцептивное направления психологии только начали
идентифицировать многообразные паттерны, которые люди используют при
структурировании своего восприятия. Метапрограммы, которые мы здесь
идентифицировали, существуют только как конструкции.
Перечни метапрограмм
Как правило, перечень метапрограмм в НЛП следует оригинальному перечню Лесли
Камерон Бэндлер, а в последнее время — и формату Джеймса и Вудсмолла (James &
|
|