|
стиль.
Соответственно, если мы обнаруживаем у себя или другого человека
операционный стиль, который работает не слишком хорошо, то можем просто
отказаться от него и пойти «другим путем». Нам нет необходимости топтаться на
одном месте: «В этом весь я!», «Просто я такой человек», «А что вы хотите от
человека с таким характером, как у нее?»
Вудсмолл, принесший в НЛП типологию личностного опросника Майерс—Бриггс,
часто занимал по отношению к типологии позицию деноминализации, которая
согласуется с этой нашей работой. Он писал:
Типология — это исследование человеческих различий... В сущности, тип — это
всего лишь ряд характеристик, присущих какой-то группе людей... (Woodsmall,
1988,р, 2).
- Что мы понимаем под метапрограммами? 35
Здесь мы прежде всего сводим к минимуму все понятие типологии и следуем
подходу Ллойда (Lloyd, 1989).
Деноминализация «метапрограмм»
В обзоре, посвященном работе, которая проводится в НЛП с метапрограммами,
О'Коннор и Мак-Дермотт сделали несколько предостережений. Одновременно они
предложили новое направление, которое мы решили исследовать:
Метапрограммы часто материализуются в «объекты», которые живут внутри человека,
вместо того чтобы быть описанием ряда поведенческих актов, которые проявляются
в определенном кон-тексте, то есть комбинации контекста и действия. Они не
находятся полностью «внутри" человека. Поэтому возникает интересный вопрос:
«Какого рода контекст обусловливает наши конкретные модели поведения, которые
можно кодифицировать как метапрограммы? (O'Connor &McDermott, 1995,
p. 79)
Мы хотели бы предложить новый взгляд на метапрограммы и родственные
поведенческие паттерны. Мы привыкли размышлять о метапрограммах, говорить и
писать о них... так, как будто они существуют внутри человека. Нам кажется, что
контекст столь же важен и что паттерны метапрограмм представляют собой
комбинацию контекста и конкретных, присущих данному человеку способов опущения,
искажения и обобщения (Там же,р. 78).
Эти слова служат предостережением против попадания в ловушку номинализации,
когда метапрограммы рассматриваются как объекты. Частично эта проблема
заключается в старом типологическом мышлении, с которым все мы выросли, а
частично в том факте, что сам термин «метапрограммы», будучи существительным,
описывает номинализированный процесс.
Поняв, что, говоря о «метапрограммах», мы, в конечном счете, имеем в виду
«мыслительные» процессы, действующие в различных контекстах, мы должны
постоянно напоминать себе о дено-минализации. Мы должны постоянно думать о
метапрограммах как о моделях поведения — ментального, эмоционального,
оценоч-ного, сортирующего, воспринимающего и т. д. Иначе мы можем снова
совершить ту же самую ошибку, думая о них как об объ-
36 Часть I. Понимание паттернов сознания
ектах или статичных «чертах». В этой книге мы раз за разом облекаем термин в
глагольную форму: метапрограммирование, мета-сортирование и т. д. Это поможет
нам избежать ложного шага, злоупотребляя существительным «метапрограммы». Сам
язык подшучивает над нами, и мы начинаем материализовывать понятие,
рассматривая способы нашей ориентации в мире как объекты, данности, внутренние
черты, исходные субстанции и т. д.
Какая опасность здесь скрывается? Мы впадаем в заблуждение и начинаем думать
о процессах не как о процессах, а как об объектах. А вследствие «объектного
мышления» мы начинаем рассматривать референты как полностью устойчивые,
неизменяемые, врожденные, заданные, обусловленные и предопределенные сущности.
Картирование способа, которым человек обрабатывает информацию, сортирует,
упорядочивает, организует, направляет внимание на ту или иную информацию и т. д.
, дает карту, которая не соответствует фактам.
В своей диссертации Ллойд так характеризует процесс научения и роль,
которую контекст играет в проявлениях «личности»:
Роли, нормы и правила усваиваются внутри социальных ситуаций или контекстов
посредством языка и взаимоотношений. Когнитивные и социальные психологи
продолжают исследовать то, как происходит усвоение семантики и социальных
правил (Lloyd, 1989, р. 28).
«Личность»
Следовательно, мы будем рассматривать номинализацию «личность» просто как
манеру поведения, характеризующую мысли, убеждения, ценности, эмоции,
коммуникацию, действия и отношения данного человека. Мы будем рассматривать
«личность» как описание общего гештальта, который возникает из всех этих
конкретных стилей реагирования.
Поэтому мы постараемся избежать номинализации и материализации «личности» в
качестве объекта и особенно в качестве некоей формализованной данности, которая
обусловливает побуждения данного индивида и делает его таким, каков он есть. Мы
также просим читателей помнить об этом, когда они будут размышлять и говорить о
тех или иных «программах» или паттернах (ой, опять номинализированные глаголы!).
Хотя это выглядит и неуклюже
Глава 1- Что мы понимаем под метапрограммами? 37
с лингвистической точки зрения, мы будем иногда снова превращать термины в
|
|