Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: НЛП и DHE :: Майкл Холл  Боб Боденхамер :: Боб Г. Боденхамер Л. Майкл Холл - НЛП-ПРАКТИК: полный сертификационный курс
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
1. Используйте дефис при ложном вербальном разделении. Когда вы встречаете в 
языке элементализм и дихотомическое деление, вставляйте между словами дефисы. 
Кожибски говорил, что этот функциональный прием позволяет нам заново соединить 
целостные процессы, которые мы можем разделить только вербально. «Маленькие 
черточки там и здесь могут иметь большую семантическую важность, когда мы имеем 
дело с символизмом». Следовательно, используйте «пространство-время», 
«разум-тело» и т. д. Слова «организм как целое» являются репрезентацией, 
которая напоминает нам о системности мира. Это напоминает нам о целостности и 
неделимости процессов, с которыми мы имеем дело.
2. Поставьте элементализм под сомнение. «Действительно ли X одиночно? В каком 
контексте происходит X? Можем ли мы иметь дело с X, не принимая во внимание Y 
или Z?»
   5. Термины и фразы «или-или»
Другой способ мышления, возникший в аристотелевской логике, связан с 
рассмотрением и описанием явлений в понятиях «или-или», что, таким образом, 
приводит к двузначным терминам. Однако в большинстве случае это является 
отображением типа «ложь в действительность» - исключением третьего, континуума 
и возможности «и-и».
Когда мы формулируем высказывания в формате «или-или», мы осуществляем 
репрезентацию территории и ориентируем себя на эту репрезентацию так, как если 
бы она допускала только два варианта рассмотрения, оценки и реагирования. А это 
редко является верной репрезентацией реальности.
В психологии мы создали ориентацию и набор репрезентаций «или-или» в 
классических спорах о наследственности/окружении, природе/воспитании, 
генетике/обучении. Такие понятия «ложь в действительность» предполагают, что мы 
можем разделить особенности организма на два отдельных класса: обусловленные 
наследственностью и обусловленные окружением. Это является примером 
исключенного третьего, закона аристотелевской логики, согласно которому 
исключается любой вид взаимодействия между данными факторами в качестве третьей 
возможности. Тем не менее, несомненно, что человеческий опыт возникает в 
результате взаимодействия между генами и окружением, между врожденными 
особенностями человека и воспитанием, которое мы получаем. Чтобы бросить вызов 
высказываниям в формате «или-или», проделайте следующее.
1. Проверьте реальность структуры «или-или».
«Отражает ли это ситуацию "или-или"? Могу ли я обнаружить что-нибудь 
промежуточное, какие-либо полутона или другие мления, рассмотрение которых 
может повлиять на мою репрезентацию этой реальности?»
2. Исследуйте возможность «и-и». «Можем ли мы рассмотреть это в большем фрейме 
или в других контекстах, в которых обе эти кажущиеся противоположными реакции 
будут истинными? В каких ситуациях мы можем считать оба этих варианта 
правильными и полезными?»
   6. Псевдослова
Слова без объекта ссылки (замаскированные шумы и знаки).
Кожибски называл псевдослова «шумами» (в случае аудиального канала) и «знаками» 
(в случае визуального канала). При этом имеются лингвистические «карты», но они 
ни на что не ссылаются. В действительном мире или мире логики (логической 
действительности) не существует ничего, для чего эти слова могли бы являться 
истинными символами.
Когда мы используем слова, которые на самом деле ни на что не ссылаются, мы 
просто создаем шум. Что мы скажем о «картах», которые не соответствуют никакой 
реальной территории? Мы можем найти их интересными, даже занимательными. От них 
зависит научная фантастика! Но найдем ли мы их полезными в смысле получения 
достоверной информации или ориентирования в реальности? Нет. Они существуют как 
псевдослова. Это делает их коварными. Они выглядят как слова, они звучат как 
слова, однако не ссылаются ни на что реально существующее - ни в физическом 
мире, ни в мире значений и коммуникации. Это слова без объекта ссылки. Эти шумы,
 произведенные при помощи рта, или знаки, написанные на бумаге, только 
производят такое впечатление.
Как мы проводим различие между истинными словами и псевдословами? Какие 
критерии мы при этом используем? По определению, для того чтобы звук или образ 
функционировали как истинное слово, они должны являться символами, 
обозначающими что-либо кроме себя. Если они что-то обозначают или на что-то 
ссылаются, то они являются истинными символами, вызывают внутренние 
репрезентации и ментально «якорят» объект ссылки. Если они не удовлетворяют 
этому условию, они являются просто шумами. Они ни на что не ссылаются. Прежде 
чем шум или образ смогут функционировать как символы, что-то должно 
«существовать» (фактически или логически). Если это не так, то они 
функционируют как семантические шумы, или бессмысленные знаки.
Прежде чем шум (или знак при письме) сможет стать символом, что-то должно 
существовать. Затем символ может обозначать этот реальный предмет, процесс или 
это существующее понятие. В языке и «знаниях» существует два вида 
действительности: физическая и логическая. Так, единороги не существуют во 
внешнем мире естественной природы. Они не относятся к зоологии. Когда мы 
используем слово «единорог» в области зоологии, оно является псевдословом. Если 
мы употребляем это слово для ссылки на мифологию или человеческую фантазию, то 
слово обладает объектом ссылки, имеет значение и функционирует как символ.
Кожибски называл это видом обмана, так как это подразумевает (дословно) 
«использование ложных репрезентаций». В качестве иллюстрации можно привести 
слово «теплота». Грамматика классифицирует термин «теплота» как субстантивный 
(существительное). Однако физики несколько веков пытались найти некоторую 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-