|
абстракции вы
ссылаетесь к «себе»? «Я» может
иметь много различных
значений, зависящих от
контекста и использования, — что вы имели в виду?Восстановление уровня
абстракции, исходя из которого
действует говорящий.
Установление контекста и
порядка.8. Персонализация. «Он делает
то только для того, чтобы
осадить мне».Как вы узнали о его
намерениях? Как вы узнали, что
вам нужно принять эти действия на личный счет?Вызов процессу персонализации.9.
Метафоры. «Это напоминает
не о том времени, когда
Джон...»Как та история связана с тем,
что вы хотите сказать?Восстановление изоморфных
отношений между историей и
понятиями человека.Рис. 8.5. Метамодель языка
1. Идентичность/идентификация
Как и комплексный эквивалент, идентификационное высказывание уравнивает явления,
находящиеся на различных уровнях абстракции, хотя в данном случае равенство
подразумевает идентичность с «я», «Я - ...X», «Он - ...А», «Она - не более чем..
.». Это приводит к двум наиболее опасным формам отображения «лжи в
действительность» (вообще несоответствующего территории), а именно «суть» (is)
идентификации и «суть» утверждения. Утвердительные качества даже на уровне
восприятия («роза красная») не могут отобразить воспринимаемые нами в мире
взаимодействия и вклад в них наших чувствительных рецепторов (палочек и
колбочек). Утвердительные суждения (наши оценки, значения) переносят это на
более высокий уровень («Он - ничтожество»).
Этот установленный Кожибски отличительный признак языка тесно связан с
комплексным эквивалентом, но все же отличается от него. Кожибски определяет
идентичность как «абсолютную одинаковость во всех отношениях». Слово «всех» в
этом определении делает идентичность невозможной. Если мы удалим «всех» из
определения, слово «абсолютная» также потеряет смысл. Тогда мы просто будем
иметь «одинаковость в некоторых отношениях», приемлемое понятие, так как мы
понимаем слово «одинаковый» как «сходный». Фактически, понятие сходства
позволило бы нам создавать обобщения, ярлыки, категории и т. д., работать с
ними и использовать их соответствующим образом.
Мы имеем дело только с единичными личностями, событиями и предметами. В мире
когнитивных процессов отсутствует идентичность. Каждое событие является
уникальным, единственным, абсолютным, неповторимым. Никакой человек и никакое
событие не могут оставаться «одинаковыми» с течением времени.
Когда мы занимаемся идентификацией, у нас отмечаются сравнительно негибкая
адаптация, низкий уровень условных связей и недостаточность нервных процессов.
Это символизирует адаптацию животных, не отвечающую требованиям адаптации
современного человека. Идентификация часто проявляется в слове «суть» (is),
которое Дэвид Баурлэнд-младший (David Bourland, Jr., 1991) назвал «божественным
режимом» мышления и речи. mis 1S that!» («Вот это что!»), «That's how it is!»
(«Это происходит так!»).
При идентификации мы приходим к ошибочному выводу, что происходящее внутри
наших тел (то есть идеи, представления, понятия) объективно существует. С точки
зрения психологии, это ведет к проецированию и затем к другим ошибкам
составления ментальных карт: заблуждениям, иллюзиям и галлюцинациям.
Ненормальные и опасные «суть» включают: «суть» идентичности (lam..., Youare...,
That is...,- «Я суть...», «Ты суть...», «Это суть...») и «суть» утверждения
(The apple is red - «Яблоко красное»). Когда «суть» используется в качестве
вспомогательного глагола (Smith is coming - «Сюда идет Смит»), он просто входит
в состав другого глагола и не приводит к значительным семантическим осложнениям.
«Суть» существования указывает на события и предметы, которые «выделяются»
нашим восприятием.
При идентификации мы ошибочно оцениваем результаты наших мыслей и чувств как
объективно существующие. Однако такое приписывание словам внешней объективности
приводит нас к отображению неверных и бесполезных репрезентаций. Оценка
происходит только в разуме. Она существует и функционирует на уровне мыслей
только как психический феномен.
Следующие процедуры позволяют нам бросить вызов идентификации,
деидентифицировать и распознать уникальные особенности реальности.
1. Проведите экстенсионолизацию, или спецификацию того, что в противном случае
может быть ложно идентифицировано. Кожибски говорил, что экстенсиональный метод
структурно имеет дело со многими конкретными людьми, которые отличаются и
обособлены друг от друга. Мы можем проводить экстенсионализацию посредством
указания специфики (кто, когда, где, как, который и т. д.), проведения различий
и использования дефисов в своем языке.
2. Различите реальности. Так как «идентичность» никогда не встречается в мире,
отвергая само понятие «суть» идентичности, мы фактически принимаем различия и
различение как фундаментальные понятия. Теперь мы можем начать обращать
внимание на абсолютную индивидуальность событий и определять ее. Как
различаются эти предметы, которые выглядят схожим образом и которые вы
идентифицировали?
|
|