|
остановиться, замолчать и дать вам время для усвоения информации. После того
как мы поделились информацией, человеку необходимо ее обработать. Он должен
«уйти в себя» и внутренне осмыслить полученные сведения. Он может поднять глаза
и осуществлять визуализацию, опустить взгляд и перейти в аудиально-дигитальную
систему или использовать кинестетические ощущения. Чтобы поддержать раппорт,
вам стоит сделать паузу и дать ему время для обработки информации.
Если вы не сделаете этого и продолжите говорить, в то время как человек
получает доступ к информации, вы можете благополучно потерять раппорт. В тот
период времени, когда человек «уходит в себя»; он не слышит и не может слышать
вас. К чему приведет постоянное прерывание мыслительных процессов другого
человека? Это помешает вам даже установить раппорт, так как не позволит
человеку завершить свои мысли. Итак, наблюдайте за движениями глаз. Когда
движения глаз человека указывают на то, что он получает доступ к информации
посредством своей ведущей системы, дайте ему время на обработку данных.
Возможные отклонения (Young, 1999)
• Глаза движутся в сторону, обратную той, что указана на диаграмме: возможное
латеральное обращение. Может быть, человек - левша?
• Глаза последовательно движутся сначала в одну точку, а затем в другие:
человек получает доступ к ведущей системе для того, чтобы сделать то, что вы
просите.
• Глаза никогда не занимают какое-то конкретное положение: возможно, у человека
заблокированы системы V, А или К, и, таким образом, он избегает этого положения.
• Глаза принимают нетипичные положения; например, человек смотрит вверх и
говорит: «Я чувствую, что...». Возможно, это паттерн синестезии.
• Глаза неподвижны: кажется, что они вообще не двигаются. Если они на самом
деле совсем неподвижны, значит, человек получил непосредственный доступ к
информации. В поиске нет необходимости, как, например, в случае, когда человека
спрашивают, как его зовут.
• Люди могут не расслышать или не понять, что вы сказали: они сбиты с толку.
Они могут находиться «в трансе» - это значит, что они заняты другими мыслями.
• Глаза движутся взад и вперед, например, влево и вправо: возможно, человек
что-то ищет или высматривает или сравнивает два изображения.
• Глаза постоянно занимают несоответствующие положения: возможно, человек
только что классифицировал предметы другим способом и привыкает к другому стилю
функционирования. Возможно, у человека нервное истощение.
• Глаза, по-видимому, движутся во всех направлениях: это может указывать на
замешательство или возбужденное внутреннее состояние. Возможно также, что
человек определяет, куда поместить различные классы информации в терминах VAK.
Упражнение: составление карты паттернов глазного доступа
Вопросы для выявления паттернов глазного доступа
Чтобы облегчить составление карты паттернов глазного доступа, используйте
приведенные ниже вопросы. Задавая их, удостоверьтесь в том, что вы смотрите на
человека, карту паттернов которого составляете. Если вы будете читать вопросы,
его глаза изменят положение, прежде чем вы успеете посмотреть на них! Данный
метод работает лучше всего, если задавать вопросы в процессе разговора. Тогда
человек не будет заниматься самоанализом и попытается «увидеть» свой ответ!
Если вы будете отвечать на вопросы этого упражнения, просто позвольте себе
отвечать свободно и спонтанно, не обращая внимания на движения своих глаз.
Самосознание (рефлексивное осознание) вносит путаницу, так как второй мыслью
человека будет: «Позвольте мне визуально вспомнить, как двигались мои глаза!».
Итак, просто расслабьтесь и отвечайте естественно и непринужденно.
Питер Янг (Young, 1999) отмечает:
«Используемые вами слова влияют на внутреннюю обработку информации другим
человеком; прежде всего они влияют на то, какие мысленные операции будет
выполнять человек. Если вы хотите, чтобы он использовал конкретную
репрезентативную систему, ваш язык должен четко указывать на это».
И наоборот, если вы хотите узнать, как люди обрабатывают информацию в левой
половине своего мозга, используйте несенсорный язык. Если вы говорите: «Вспомни
то время, когда...», - вы оставляете человеку право решать, при помощи какого
способа это сделать. Таким образом, он может еще раз увидеть конкретную
обстановку, услышать чей-то голос, ощутить знакомое чувство, связанное с этим
событием, или ощутить конкретный вкус или запах, которые у него навсегда
ассоциированы с тем временем.
Предупреждение. Иногда, задавая вопросы о прошлых переживаниях, вы можете
получить немедленные кинестетические ответы, так как старые воспоминания могут
быть связаны с причиняющими боль чувствами. Предположим, человек, будучи
ребенком, получил тяжелую травму в своей спальне, а вы задали вопрос: «Какого
цвета были стены твоей детской спальни?». Не ожидайте в этот момент паттерна
движений глаз, соответствующего визуальному припоминанию. Вы немедленно
получите кинестетический ответ и другую сенсорную обратную связь, такую как
покраснение лица и наполненные слезами глаза. Когда такое происходит, я (Б. Б.)
иногда говорю клиенту: «С этим воспоминанием у вас связаны некоторые эмоции, не
так ли?» Это может поддержать и усилить раппорт.
V: Визуальное припоминание. Припоминание образа или картины. Вообразите цвет,
который вам нравился больше всего, когда вы были ребенком. Представьте цвет
стен вашей спальни в то время. Представьте, во что вы были одеты вчера.
Vе: Визуальное конструирование. Выдумывание картин, которых вы никогда не
видели. Представьте ваш автомобиль покрашенным в зеленый цвет с желтыми точками.
|
|