|
Женщина: Я реально вижу стул в моей реальности, здесь и
сейчас. Собаку я вижу только в моей голове, внутренним зрением.
Так видите ли вы собаку, сидящую на этом стуле?
Женщина: Ну, только внутренним зрением.
Каково различие между стулом, который вы видите, и
собакой, которую вы видите внутренним зрением? Есть ли разница?
Женщина:..................
Да, но как вы узнаете об этом?
Женщина: Ну, если я посмотрю назад или в сторону, стул я
все равно вижу. А если я перестану думать о собаке, она тут же
исчезнет.
ОК. Вы можете поговорить с собой. Правда, обратитесь
внутрь себя и спросите, есть ли у вас на подсознательном уровне
какая-то часть которая могла бы так же ясно представить себе
собаку, даже отвернувшись? Можете ли вы после этого найти
различие? Потому что я догадываюсь, что у вас есть еще способы,
которыми вы пользуетесь для определения разли чия между собакой
и стулом...
Женщина: Разве образ не так ясен...
ОК. Это один из способов, которым вы проверяете
реальность. Снова обратитесь внутрь себя и спросите, нет ли у
вас в подсознании такой части, которая могла бы сделать образ
собаки таким же ясным?
Женщина: Нет, пока я бодрствую.
Я знаю, что сознательно вы это не можете сделать. Я об
этом и не прошу. Можете ли вы поговорить с собой? Можете ли вы
сказать себе внутренне -- привет, Мари, как дела? -- "Да". --
ОК. Обратитесь внутрь себя и спросите: есть ли у меня на
подсознательном уровне какая -- то часть, которая может сделать
образ собаки таким же ясным, как и образ стула? Будьте
внимательны к ответу, который вы получите. Ответ может быть
вербальным, визуальным, чувственным. Пока она это делает,
вопрос ко всем: заметил ли кто-нибудь на себе, как определяются
различия между собакой и стулом?
Мужчина: Ну, когда вы раньше двигали стулья, я слышал
звук, а если бы вы двигали собаку, то звука бы не было.
В сущности наша стратегия состоит в том, что вы переходите
в другую репрезентативную систему и наблюдаете, есть ли
соответствие верной системе.
Женщина: Я знаю, что собаку сюда поставила я!
Как вы об этом узнали?
Женщина: Я помнила, что я это сделала.
Да, но как вы помните об этом? Это визуальный процесс? Или
вы себе что-нибудь говорите? Сейчас я попрошу вас ту же самую
операцию совершить со стулом. Поставьте стул сюда, несмотря на
то, что он уже здесь. Пройдите со стулом через тот же самый
процесс, что и с собакой, а потом скажите мне, в чем тут
разница. Знает ли кто-нибудь, в чем тут дело?
Мужчина: Все мы здесь шизофреники...
Конечно, все тут шизофреники. Фактически, Р. Лэниг был
слишком консервативен, когда он говорил о шизофрении как о
естественной реакции. Следующей ступенью, на которую мы все
поднимаемся, является множественная личность. Существует только
два различия между нами и теми, у кого стоит официальный
диагноз (множественная личность): 1) отсутствие амнезии на то,
как вы себя вели в данном контексте -- находясь в другом
контексте, вы помните о том вашем поведении;
2) вы можете выбирать, как реагировать в зависимости от
контекста. Если у вас нет выбора реакций на данный контекст, то
вы -- робот. Итак, у вас два выбора. Вы можете быть либо
множественной личностью, либо роботом. Выбирайте же хорошо...
Мы сейчас постараемся подчеркнуть, различие между кем-то,
кто не знает, что его галлюцинации-это галлюцинации, и вами.
Различие состоит лишь в том, что у вас есть стратегия
определения того, что является разделяемой реальностью, а что
-- нет. И, если у вас есть галлюцинации, они касаются идей, а
не вещей.
Если кто-то из вашей аудитории скажет: смотрите, я
действительно вижу здесь собаку и каждый может ее увидеть!, то
кто-то возьмет его за руку и выведет из аудитории....
Но, когда Салли использовала слово "задумчивый", она
проходила через тот же самый процесс, что и шизофреники.
Например: один пациент посмотрел на нее и сказал: "Видите ли
вы, что сейчас я выпью чашку крови? " Он сделал то же самое,
что и Салли. Он взял какую-то информацию извне, интересным
образом скомбинировал ее со своим внутренним ответом, и сделал
вывод, что все пришло к нему извне.
Между госпитализированными людьми -- шизофрениками и
людьми из вашей аудитории существуют только два различия: 1) вы
имеете хорошую стратегию проверки реальности, 2) содержание
|
|