|
диться, когда нужно совершить какие-то действия,
а вы не знаете, как на них отреагируют другие. Конеч-132 НЛП: роли, которые
играют люди
но, не факт, что реакцию удастся полностью предска
зать. Главное, что вы уже начали учитывать мнение
тех, с кем предстоит общаться. И может быть, попрак
тиковались в поиске новых способов взаимодействия
и применении их на практике.
Так, если вы готовите публичное выступление, по
лезно будет иногда переходить и во вторую позицию,
и в третью. Во вторую — чтобы понять, какие чувства
вызывают слова оратора, что хочется ему ответить.
В третью — чтобы оценить его взаимодействие с ауди
торией: насколько оно успешно, чего хочет публика
и как это согласуется с целями выступления.
То же самое можно делать и непосредственно в про
цессе общения. Вы беседуете и временами переходите
то на место вашего собеседника, то поднимаетесь над
ситуацией в целом. «Чем занимаются эти люди? О чем
они разговаривают? Куда зашла беседа?» И вновь воз
вращаемся в первую позицию. «Как я ко всему этому
отношусь? Как это согласуется с моими интересами?»
Получаемые ответы часто оказываются верными.
Или, по крайней мере, оригинальными и новыми.
В крайнем случае, для проверки всегда можно вос
пользоваться третьей позицией восприятия: «А пра
вильно ли они друг друга поняли? Может быть, им
есть чем поделиться еще?»
Очень интересно входить во вторую позицию с не
живыми объектами. С тучкой на небе: «Хочу ли я про
литься дождем или поплыву дальше?» С работающим
механизмом: «Как я себя чувствую? Нигде ничего не
скрипит?» Можно даже предположить его устройство:
«Какая деталь мне понадобилась бы, чтобы выполнять
такие-то функции?» Многие изобретатели использу
ют этот трюк.
Есть специальное полушаманское упражнение на
активное мечтание (автор — Джудит Делозье). Нуж
но научиться прислушиваться к окружающему миру Глава 7. Искусство
договариваться 133
ии к себе в этом мире) и брать из него ответы на свои
вопросы. Вы задаете какой-то важный вопрос и от
правляетесь за ответом в мир. То есть буквально на
минаете бродить по помещению или выходите на ули
ку — на поиски «знака» — детали внешнего мира, ко
торая как-то связана с вашей проблемой. Это может
быть все что угодно. Мне, например, досталась сумка
с изображенным на ней букетом цветов. Кому-то —
фонарный столб, необычной формы лужа. Самые раз
ные знаки. Дальше начинается самое интересное. Вы
[начинаете переходить по позициям восприятия со
своим знаком, получать от него советы, переспраши
вать, уточнять, оценивать взаимодействие... Самое
удивительное, что, пребывая во второй позиции, по
рой узнаешь о предмете то, о чем сначала не догады
вался. Так я, будучи во второй позиции с сумкой, по
чувствовал внутри себя какую-то пустоту... После уп
ражнения я заглянул внутрь сумки — она была пуста.
И все находили свои ответы на давно интересующие
их вопросы. И были ими очень довольны. И они взя
ли эти ответы с собой — в реальный мир.
Вот такие чудеса порождают позиционные перехо
ды — переходы по позициям восприятия. Возмож
ность узнать что-то новое, побывать там, где раньше не
бывал, познать то, о чем и не мечтал. Ну и по мелочам —
научиться выходить практически из любой спорной
ситуации и находить общий язык с кем угодно. Глав а 8 Обратная связь высокого
качества
Мое дело маленькое — дать вам со
вет... возможно, очень плохой совет,
о котором следует тут же забыть.
Макс Фрай
Здорово, когда ваше мнение принимается в расчет!
Приятно влиять на происходящее вокруг одним толь
ко словом. Радостно, когда благодаря вашим словам
мир меняется в лучшую сторону. Все это льстит и по
вышает самооценку. Тем более что такое происходит
не часто.
«К работе относится добросовестно, требовательна
к себе и товарищам по работе, за что уважением в кол
|
|