|
веческого моделирования" (2). Эти три процесса работают на каждой стадии
осознания и использования наших моделей мира. Они подчеркивают наши воз-
можности концентрироваться, планировать и изучать, а также мечтать. Они
становятся очевидными для подготовленного наблюдателя посредством речи и
поведения человека. Научиться обнаруживать и использовать эти универ-
сальные процессы и есть основная тема данной книги. -13-
Обобщение
Процесс обобщения частично объясняет, как мы можем быстро изучить
что-то. Например, многие "новые" виды поведения, включают в себя инфор-
мацию о поведении в подобных ситуациях в прошлом. Из-за такой схожести
мы можем сделать обобщение из предыдущего опыта поведения без необходи-
мости изучать новое поведение "с нуля". Способность обобщать, базируясь
на прошлом опыте, означает, что нет необходимости тратить большое коли-
чество времени и энергии на изучение новых видов поведения. Такой же
процесс используется при изучении новых концепций и при других процес-
сах, связанных с тем, что мы называем "мышлением". В сущности, обобщение
устраняет необходимость повторно изучать концепцию поведения, каждый
раз, когда мы сталкиваемся с несколькими видами оригинала.
Одной из форм такого процесса является наша способность понять сло-
во-символ, например слово "стул" и затем применять символ к другим фор-
мам с подобными функциями (рис. 4). Обобщение способствует быстрой асси-
миляции различных видов информации.
Рис. 4
-14-
Стирание
Как было установлено, центральная нервная система человека получает
более двух миллионов бит информации каждую секунду. Рассматривая этот
факт с точки зрения эффективности КПД, можно сказать, что если бы каждый
бит этой информации был обработан и использован, то затраченные время и
энергия были бы астрономическими. Вот здесь и нужен процесс стирания.
Наша центральная нервная система в действительности работает как "экра-
нирующий механизм" и дает нам возможность функционировать на пике эффек-
тивности (КПД). Как указывает Олдос Хаксли в книге "Двери восприятия",
опыт "должен быть пропущен через редукторный клапан мозга и нервной сис-
темы. После этого останется только жалкая струйка того сознания, которое
поможет нам выжить на поверхности именно этой планеты".
Очевидно, что наша способность стирать части, загораживающие вход,
необходима для нашего выживания.
(Париж весной)
Paris in the the spring.
(Змея в траве)
A snake in the the grass.
(Удар сзади)
A kick in the the rear.
Один из моих любимых примеров стирания представлен в этих трех пред-
ложениях. Чтобы уяснить, что вы видите, существует тенденция стирать те
части предложения, которые не имеют смысла. Обратите внимание на лишний
определенный артикль "the" в каждом предложении. Многие люди просто даже
не видят его, пока им на это не укажут. Итак, как мы видим, этот процесс
находит широкое применение в области человеческого общения. -15-
Искажение
Третий универсальный процесс человеческого моделирования образует ос-
нову для большинства актов творчества. Искажение является процессом, с
помощью которого мы изменяем наше восприятие, а также наш сенсорный
опыт. Используя этот процесс, мы создаем и наслаждаемся произведениями
живописи, музыки и литературы. Он Также дает нам возможность мечтать,
фантазировать и планировать будущее. Давая нам возможность манипулиро-
вать нашим восприятием реальности, а также словом при осознании или за-
поминании его, искажение позволяет нам создать уникальные переменные.
Некоторые из наших "созданий" могут быть даже за пределами возможностей,
определенных нашей моделью реальности. Однако не зависимо от того, при-
водит ли искажение к "количественному скачку" в нашем мышлении или прос-
то позволяет нам "интерпретировать" Пикассо, этот процесс является важ-
ным при моделировании мира.
Рис 5.
Рис. 5 выражает "визуальный парадокс". Из-за того, что он представля-
ет противоречивую информацию, наблюдатель старается понять очевидно ир-
рациональную фигуру. Это искажение происходит -16- от того, что мозг мо-
жет воспринимать определенный вид информации, в данном случае двухмерный
набор линий, и преобразовывать его во что-то несуществующее: трехмерную
форму.
Эти удивительные процессы построения модели (обобщение, стирание и
искажение) являются, однако, обоюдоострыми. Будучи очень важными для на-
ших творческих возможностей, они могут - также приносить боль и страда-
ние индивиду. Как эти столь необходимые инструменты создают боль? Как
они ограничивают восприятие и искажают поведение? Как они становятся
приводящими к обратным результатам для нормально живущей и развивающейся
личности? Они делают все это, осуществляя свои функции в соответствии со
|
|