|
Независимо от того настолько страстно и тотально любое ваше состояние, должен
быть набор программ выживания, которые имеют полное право его прервать. Вы
должны сохранять достаточный уровень восприятия окружения за рамками той
текущей задачи, в которую тотально погружены. И если возникнут какие-то сигналы,
что ваше физическое выживание находится под угрозой, эти программы тут же
прервут ваше сосредоточенное состояние. Так, если вы идете по мосту Золотые
Ворота и сталкиваетесь с кем-то, кто не совсем спокоен, и в руке у него - кусок
металла, заточенного с одной стороны, его еще называют ножом, но вы можете и не
знать об этом в своем измененном состоянии... Тут лучше всего прервать любое
состояние, чтобы эффективно справиться с данной ситуацией. И то же самое верно,
если вы прыгаете с шестом, и какой-то болельщик выскочит на дорожку для разбега.
Не имеет значения, это может случиться в любом окружении, где есть другие
живые существа. Это - смысл, в котором я считаю неуместным полностью
отгораживаться от мира. Вы можете создать безупречный опыт полной, страстной
погруженности, и в то же время другие ваши части должны контролировать
окружение, как «нянька». Термин взят из разведки... Если вы идете на явку, и
там может быть засада, у вас всегда есть нянька, которая вас «пасет». Я хочу,
чтобы у всех вас были собственные няньки.
Мужчина: Фактически, когда вы двигаетесь от состояния, в котором вы
находитесь, когда идете через мост, то, что вы отслеживаете окружение, нянька
дает вам информацию, помоагет вам немедленно переходить в состояние,
способствующее выживанию, и вот вы уже на сто процентов находитесь в этом
следующем состоянии.
Джон: Да, в следующем состоянии. И так же тотально, как в предыдущем.
Джуди: В этом новом состоянии у вас тоже нет рефлексирующего сознания. Но
мысль, что вы делаете это, заканчиваете и потом спрашиваете: «Что у меня
получилось? Хорошо ли я это сделал?», имеет смысл. Когда вы на сто процентов
погружены в состояние и просто делаете то, что делаете, вы ничего не оцениваете.
Джон: Вот-вот. Мы вернулись прямиком к вопросу Джули и Алана. Одна из
важнейших функций первого внимания - инвентаризация. И если оно проводит
инвентаризацию, не разрушая сосредоточенного состояния, значит сохраняется
стопроцентная страстная вовлеченность в именно тот класс переменных, который
необходим для выполнения задачи. И в то же время, инвентаризация продолжается и
не прерывается состоянием сосредоточенности. Тогда возникает единственный
вопрос: когда вы получаете результаты инвентаризации?
В основе НЛП лежит предположение, что мы можем моделировать свой
собственный опыт и, таким образом, в огромной степени ускорять свой процесс
обучения.
Джуди: Вот как НЛП вписывается в эпистемологию - как мы знаем то, что
знаем.
Джон: Проблема здесь такова - многие части первого внимания начинают
индульгировать. Они выходят из управления и из синхронизации со вторым
вниманием. И второе, даже более опасное, они начинают верить в свои собственные
модели.
Джуди: Различие между моделью и теорией...
Джон: ...В том, что теорию не обязательно можно опровергнуть. Одно из
условий корректности работы первого внимания по моделированию таково: чтобы
уточнить модель, нужно обязательно искать контрпример. После первых успехов вы
учитесь на своих ошибках, а не на постоянных успехах. Вопрос в том, способны ли
вы замечать, какие ошибки уместны с точки зрения риска в той деятельности,
которой вы заняты. После выступления спортсмен может намного улучшить свое
мастерство, рассматривая свой опыт с точки зрения равновесия - возвращая первое
внимание к тому, что у него не получилось во время выступления. Однако, если
созданы конструктивные отношения между первым и вторым вниманием, первое
внимание может моделировать аспекты работы второго внимания, и их можно будет
улучшить. Именно так люди добиваются все большего и большего совершенства.
Джуди: Бейтсон дает замечательный комментарий, когда говорит, что наука
никогда ничего не доказывает.
Джон: Никогда.
Джуди: Она развивает и опровергает...
Джон и Джуди: ...Но никогда ничего не доказывает.
Джуди: Поэтому он и говорит: «Смотрите, нам действительно нужна мета-наука.
Нам нужна эпистемология, наука о том, как мы знаем то, что знаем». Все
проходит через трансформации нашей неврологии. И поэтому мы должны больше знать
о правилах этих неврологических трансформаций. Какие возникают искажения и
потери, когда то, что происходит там, в мире, проходит через наши глаза, через
все трансформации нервной системы в мозг, проходит через второе внимание,
смоделированное первым вниманием. «Жизнь - искусство делать правильные выводы
из недостаточных доказательств». Мы заполняем неизвестные нам промежутки и
называем результат «реальностью».
Джон: Можете ли вы связать это с вашим вопросом?
Джуди: Больше описаний.
Джон: Подумайте об этом минутку.
Джорджина: Это прекрасно.
Джуди: Что здесь действительно прекрасно - что это другое описание, и если
вы вернетесь к тому, о чем мы говорили вчера, про то, что ничего не приходит из
ничего и про двойные описания, сравнение этих описаний дает вам новую
информацию. Новости.
Роберт: Я не совсем понимаю. Если я на сто процентов вовлечен в то, что
|
|