|
не обращать внимания ни на что, кроме того, что необходимо для выполнения
специфической задачи, и чтобы при этом во всей структуре присутствовали
мудрость и равновесие.
Джон: При этом происходит кое-что весьма интересное на уровне неврологии.
Поэтому сновидение - очень важная часть нашей работы здесь.
Джуди: ...Это - интеграция, о которой мы говорили раньше, когда цитировали
статью Грегори. Если искусство, которое создает культура, полностью сознательно
или полностью бессознательно, оно не станет великим искусством. Потому что
искусство всегда обращается к нескольким уровням. Великое искусство всегда
обращается к нескольким уровням и их интеграции...
Джон: ...Сегодня мы займемся двумя задачами, вы уже догадываетесь, какими.
(смех) Первая задача - «остановка мира». Метафора взята из Кастанеды. Вторую мы
позаимствовали у потрясающей женщины по имени Виола Лежер. Она акадианка.
Акадиане - это потомки французских переселенцев, которые жили в Канаде в 18
веке, во время войны между Англией и Францией. И Англия выиграла эту войну.
Джуди: Помните поэму Эванджелин <Поэма Генри Лонгфелло. - Прим. пер.>?
Она описывает трагедию акадиан. Когда Франция проиграла эту войну, они
оказались подданными Англии.
Джон: Их изгнали в район Северной Америки, который теперь называется Новой
Англией. Через некоторое время половину этих людей вывезли в Луизиану, и они
стали каджунами, а другая половина вернулась в область, которая теперь
называется Нью Брунсвик.
Виола Лежер была учительницей акадской средней школы и вела театральный
кружок. Ее друг, известный канадский драматург, написал пьесу под названием «Ла
Сегуин»...
Джуди: ...О женщине, которой семьдесят пять лет...
Джон: ...И у которой было тринадцать детей...
Джуди: ...И десять из них умерли, потому что родились зимой...
Джон: ...И в течение двух часов она на сцене совершенно одна. Мастерство
этой женщины и ее погруженность в контекст просто невероятны; она даже меняет
свою форму. У нее самой никогда не было детей, но если вы чувствительны к
физиологическим различиям вроде растяжения брюшной полости, типичного, если у
женщины было много детей, вы бы это оценили - ее тело меняет форму, и вы видите
это растяжение. Когда она становится Ла Сегуин, нет никаких сомнений в том, что
она - эта женщина. И она говорит из-за изгороди, и ей-богу, Ларри, она говорит
с вами, и больше ни с кем. Конечно, в то же время она говорит с вами, Дэвид, и
вы знаете, что она обращается только к вам. Ее присутствие великолепно, это как
магия. Виола Лежер - одна из наиболее уравновешенных личностей, с которыми я
когда-либо имел удовольствие встретиться.
И на следующее утро после спектакля возник вопрос. Мой друг, французский
канадец, Андре, спросил: «В чем различие между Виолой Лежер, когда она - Ла
Сегуин, и тем, кого лечат психиатры в больнице?» И я ответил: «Разница огромна.
Она - художник. Поэтому ее безумие невероятно артистично. А в безумии пациента
психушки, как правило, нет ни мастерства, ни учета контекста. Он все время - Ла
Сегуин. Но Виола Лежер великолепно, мастерски безумна, когда она это делает; и
именно поэтому в театре есть занавес, и в пьесе есть последние слова, и затем
она заканчивается... »
Джуди: ...И директор...
Джон: ...Присутствует в течение всего представления.
Джуди: Лежер слегка проверила Джона, прежде чем согласилась
продемонстрировать свои актерские способности. Она попросила Джона сделать то,
что было ее способом определить, установлены ли маркеры контекста, чтобы можно
было безопасно войти в другой мир. Это был ее способ сказать: «Вы собираетесь
стать моим директором, и я хочу убедиться, что вы можете вернуть меня обратно,
потому что я собираюсь превратиться в Ла Сегуин... »
Джон: «...Я собираюсь стать великолепно безумной...»
Джуди: «...Внутри этой рамки...»
Джон: «...И ваша работа - поддерживать эту рамку, чтобы я могла вернуться».
Женщина: Такова же функция группы в шаманских путешествиях.
Джон: А еще понятие страховки напоминает мне о Джоне Розене. Джон Розен,
согласно Шеффлину, в 30х и 40х годах был одним из очень немногих психиатров в
этой стране, которые успешно излечивали госпитализированных
пациентов-шизофреников.
Джуди: Он так хорошо присоединялся к их реальности, что портил им всю игру.
Он настолько плотно занимал нишу пациента, что пациент вынужден был ее
покинуть.
Джон: Но, к сожалению, доктор Розен не учился актерскому мастерству. Он,
очевидно, был самородком, но не учился. И поэтому раз в три-четыре года,
согласно Шеффлину, он забывал вернуться, и сам оказывался в больнице. И
начиналась борьба за его возвращение. Рассмотрите равновесие этой женщины,
Виолы Лежер. Розен был храбрецом, потому что делал это без всякой страховки. Но
это безумие - и он оказывался в психушке.
И я делаю утверждение, и прошу вас проверить его своим сердцем и
определить, правда ли это. Во-первых, вы обладаете личной гениальностью. И
самое главное, что удерживает большинство из нас от ее проявления - то, что
гениальность предполагает страстную стопроцентную погруженность в текущий
момент и контекст. Поэтому, когда вы спрашиваете себя, а сможете ли вернуться
обратно, то чувствуете неконгруэнтность во втором внимании, и это сводит на нет
любые попытки достичь личной гениальности.
|
|