|
непризнанными. Я имею в виду, что нужно быть очень осторожным с понятием
гениальности. Случалось, что я наблюдал, как люди делали что-то совершенно
обычное, например, шили или плотничали, и думал: «Это блестяще - это настоящий
гений». Так что гений - не обязательно тот, кто считается гением в терминах
социального признания.
Хосе: Другими словами, вы говорите о контексте и понимании. Не о признании
пигмеями, но о том, мог ли Эйнштейн воспринимать себя гением среди пигмеев.
Джон: Я вас понял. Конечно, это - риторический вопрос, так что я не буду
на него отвечать. Но это - важный вопрос, о нем нужно помнить. Я полагаю, что,
если бы Милтон Эриксон имел любую другую профессию, он все равно превзошел бы
других. Прежде всего, потому что частью его стратегии была обратная связь. Я не
уверен, что это истинно в случае Эйнштейна. Основные части петли, которую он
сам для себя установил, как гений, не включали в себя обратную связь от мира.
Он был самодостаточной, отдельной единицей во многих своих стратегиях. В
отличие от Эриксона, который постоянно использовал обратную связь от мира как
руководство к пониманию и действию.
Надеюсь, вы начинаете понимать важность взаимодействия - петли обратной
связи - личности и контекста. Одно из различий между обществом и культурой - в
том, что в обществе не существует внешней поддержки ваших ценностей. Вы не
можете рассчитывать на поддержку извне необходимого вам равновесия. Во
фрагментированном обществе при создании личной культуры для укрепления
равновесия очень важно использовать принципы правильности. Мы предлагаем и
создаем здесь вместе с вами очень специфическую структуру для создания
внутренней личной культуры. Она может не зависеть от содержания, но должна быть
структурно определенной. Она имеет дело с демонами... Я вызываю ваших демонов...
Пробудитесь! Мне нужны все ваши демоны. Я хочу, чтобы они участвовали в этом
семинаре. А еще я хочу посадить их в клетки. В метафоре, в рамках которой мы
работаем, клетка - это контекст, в котором демон имеет полную свободу действий.
Демоны... У каждого есть свои демоны... Внутри некоторых из нас демоны все
время спят, у других они очень активны и совершенно неуправляемы. Не
удивительно, что главный вопрос здесь - равновесие. Лучше их не будить, чем
позволить им проснуться, не имея соответствующей подготовки. Не умея заботиться
о них, кормить, обучать и воспитывать их. Не зная, где вы хотите добиться
стабильности, а где намерены способствовать энтропии... Несколько лет назад
Майкл Колграсс получил Пулитцеровскую премию по музыке. У него очень сильный
демон-композитор. По словам Майкла, когда он вверяется ему, становится этим
демоном, то может запросто писать музыку хоть посреди людной площади, хоть в
уединенной горной хижине. И он говорит, что есть серьезные последствия того,
когда вы выпускаете своего демона на волю. Однажды Колграссу позвонили накануне
его отъезда из Торонто в отпуск во Флориду. Звонивший хотел обсудить с Майклом
финансовые детали нового заказа. За много лет Майкл научился поддерживать
деловую сторону жизни профессионального композитора. Тема произведения, оркестр,
необходимый солист, дата первой репетиции, финансовые затраты... Он научился
выяснять все это, чтобы затем принимать соответствующие решения. Он говорит,
что, как только получает всю эту информацию, то может тут же услышать первые
такты нового произведения. К своему ужасу, он обнаружил, что втянулся в
обсуждение деталей нового сочинения глубже, чем ожидал... и прежде, чем он смог
прервать процесс, демон получил информацию, принял решение и взялся за работу.
И вот, бедный Майкл, как ни в чем не бывало, полетел во Флориду. Он пытался
спокойно лежать на пляже и не замечать изумительной работы демона. Он сказал,
что чувствовал себя как ребенок, которого тащат за руку... И как ребенок, он не
мог сопротивляться. Между прочим, у него прекрасные отношения с его демоном,
они старые друзья. Будьте осмотрительны, устанавливая договоренности со своими
демонами... И устанавливайте договоренности с ними до того, как их разбудить.
Ответственность диспетчера демона имеет две стороны. Первая - определить
контекст работы демона и следить за тем, чтобы демон уважал эти границы. Вторая
- обеспечить, чтобы никто не вмешивался в действия демона в пределах контекста,
где демон имеет полную и безоговорочную ответственность.
Женщина: Мы будем говорить о том, как создать эту структуру?
Джон: Именно так...
Джуди: ...Вплоть до самых крошечных петелечек.
Джон: Часть вашей способности проявлять личную гениальность - способность
двигаться внутри этой решетки таким образом, чтобы, как только приняты меры для
поддержания равновесия и надежно установлена страховка, вы, по существу, могли
войти внутрь своих петель и стать демоном, полностью погружаясь в контекст.
Джуди: Так «я» становится динамической функцией в противоположность
статическому определению. Однажды Джон, я и Ричард беседовали с Грегори
Бейтсоном. И он посмотрел на нас и сказал: «Это понятие номинализации блестяще».
Видите ли, он потратил уйму времени и сил, чтобы описать, чтобы
продемонстрировать, что минимальная единица психики - это различие. А потом
потратил еще больше того и другого, доказывая, что различие предполагает
двойное описание. Если вы изучали мета-модель, то, надеюсь, подумаете: «Конечно,
различие предполагает двойное описание, ведь слово «различие» - это
номинализация, и она возникла из двух существительных (или прилагательных или
глаголов, вообще чего угодно), где есть субъект и объект». Сама по себе
лингвистическая структура показывает, что было, по крайней мере, два предмета.
И что эта вещь, различие - отношения между ними. И мы считаем, что одно из
различий, создающих глубокое различие - гибкость, которая нужна, чтобы
отождествляться со своими внутренними петлями. А перед этим необходимо
установить равновесие и обеспечить себе надежную страховку, чтобы в это время
|
|