|
комфорт.
Джорджина: В этом есть определенная гибкость, потому что я могу
перемещаться вверх и вниз, жить на разной высоте - возможно, я немного поживу
на уровне моря, а потом вернусь в свои горы...
Джон: И теперь это будет сделать легче.
Джорджина: ...Намного легче, и я предполагаю, что, то же самое происходит
при наркомании. Если вы начали использовать какое-то вещество, становится легче
начать использовать другие вещества, или тело адаптируется, или...
Джуди: ...Тело учится на другом логическом уровне. После того, как эти
петли уже использовались, тело учится делать это быстрее. Так вы учитесь
учиться.
Джон: ...Как льняное масло, полагаешь? Если взять два образца льняного
масла, А и B, из одного источника, и поместить образец А на солнце, масло
станет липким. Потом вы убираете его в темное место. И через некоторое время
помещаете на солнце оба образца - и как вы думаете, что произойдет? Образец А
продемонстрирует, что у него есть память и он научился учиться - он станет
липким гораздо быстрее, чем образец B.
Джуди: ...Липким, фу... (смех)
Патрисия: Может быть, суть вопроса о сохранении энергии в том, что вы
пытались предсказать паттерн, чтобы узнать, сколько энергии и куда нужно
поместить, чтобы получить желаемый результат?
Джон: Мы начали эту дискуссию по нескольким причинам. Первая причина:
энергия - чрезвычайно распространенное понятие в разговорах о психике, и оно
применяется совершенно неадекватно. В работах Фрейда используется
Индустриальная Метафора. Из-за огромных успехов физических наук возник соблазн
перенести паттерны физического мышления в психологию, и основой большинства
исследований стало количество. Я имею в виду всю эту ерунду, которой
переполнены научные журналы... Я сделаю еще более смелое заявление: неудача в
понимании качественных различий между физикой и психологией сделала психологию
наукой о посредственности. Каждый раз, как вы исследуете проявления человека
количественно, измеряя средние значения, вы сглаживаете те самые различия,
которые и делают тему стоящей внимания.
Примерно сто лет назад в Австрии и Германии были психологи, которые без
конца спорили о различиях между «абстрактным» и «образным» мышлением17.
Методология, которую они использовали для исследования этих различий, содержит
действительно важные для нас предположения.
Вот что делали эти ученые из австрийской школы: они брали людей, которые
хорошо умели описывать собственные внутренние представления и учили их делать
это еще лучше. И получив таких обученных субъектов, не каких-то второкурсников
колледжа, а обученных субъектов, которые приобрели серьезную телесную гибкость
в решении таких задач, они начинали исследовать паттерны внутренних
представлений, противоречия между «образным» и «абстрактным» мышлением. Тем
самым они преподали нам уроки, которых мы так и не выучили - не сумели
перенести это в современные исследования. В психологии редко кто из
исследователей работает с обученными субъектами. Но ведь именно с помощью
обученных субъектов можно исследовать и расширять границы человеческих
возможностей. А не с помощью группы второкурсников, выясняя, на какие глупости,
в среднем, способны представители нашего вида. Это - смысл, в котором
психология стала наукой о посредственности.
Джуди: (дождь за окном переходит в ливень) Мир соглашается! (смех)
Джон: Я все сказал. (смех)
Джуди: ...Некоторые внешние эманации резонируют с некоторыми эманациями
изнутри... (смех)
Мужчина: Следуя той же логике, психология создавала свои модели по
аналогии с современными ей механизмами. Так что Фрейду достались паровые
двигатели и водопровод.
Джон: И понадобилась канализация.
Мужчина: А потом пришли бихевиористы... Так мы получили телефон, и это
было следующий шаг...
Джуди: И они тоже забыли спросить, есть ли здесь кто живой.
Мужчина: А теперь у нас есть компьютеры, и, в конце концов, мы имеем
психологию, в которой... Но никто не создал модели живой системы. Вероятно,
такой моделью может стать планета Земля, или что-то другое...
Карен: Вы сказали «использовали свой здравый смысл», когда говорили о
стремлении поддерживать гомеостаз при наркомании. Я хотела бы немного больше
поговорить о том, что заставляет уходить от гомеостаза, почему это происходит.
Джон: Волевые акты. Я говорил о «здравом смысле», имея в виду два значения.
Я говорил о здравом смысле в позитивном значении, подразумевая согласованность
наших репрезентативных систем, то есть зрения, слуха, обоняния... Тот здравый
смысл, который мы обычно используем как основание для первого внимания. Есть
другое значение здравого смысла. Я использовал его, когда говорил о наркомании.
Если вы мыслите линейно (то есть сознательно, целенаправленно, в первом
внимании) и при этом вовлечены в акклиматизацию или наркоманию, когда внешний
контекст или стимул исчезает, вы чувствуете себя плохо. Думая и поступая
линейно, я использую только такой «здравый смысл». «Я точно знаю, что мне
поможет». При этом я не понимаю, точно так же, как не понимает племя скотоводов,
из-за их фильтров восприятия, природы долгосрочной эскалации подобного
здравого смысла в противоположность мудрости, необходимой для мышления на
несколько порядков глубже линейности, и для понимания, что линейность
«углубляется» именно внутри меня. Что идет по кругу, возвращается на то же
|
|