|
некоторые раздражающие привычки, которые она находила немного неэстетичными. И
вот что она хотела сделать: она хотела установить фильтр восприятия, который
имел бы две функции. Прежде всего, служил бы экраном, скрывающим от ее сознания
эти специфические неприятные качества ее мужа, какие-то особенности его
мышления и поведения. Во-вторых, она хотела, чтобы этот фильтр восприятия
отводил эту информацию в сторону, и она никогда не поступала бы в ее
центральную нервную систему. А вместо этого помещалась бы в какое-то безопасное
место. И если бы ее раздражение на мужа достигло критической отметки, она бы
внезапно об этом узнала.
Джуди: Определенные пороги.
Джон: И я посмотрел на нее и сказал: «И это - история ваших отношений с
мужчинами». В течение какого-то времени она имеет весьма идиллические отношения
с мужчиной. Но как только превышается пороговое значение, происходит полное
обесценивание,и безоблачное существование, которое она вела в течение шести
месяцев с этим мужчиной, вдруг оказывается абсолютной ложью. От начала и до
конца. Оно полностью теряет свою ценность. Вот в чем опасность: если ваши
пороги слишком высоки, как у этого племени, то вам грозит накопление
подпороговых ощущений, или, другими словами, истощение, похожее на вытоптанные
пастбища. При этом вы можете сознательно стремиться поступать правильно,
экологично. Но если пороги ощущений в вашем сенсорном аппарате слишком высоки,
недостаток определенного компонента может стать разрушительным или даже
смертельным задолго до того, как порог будет превышен. Вы этого просто не
заметите.
Бейтсон утверждает, что если мы не научимся мыслить кибернетически, наше
существование на этой планете может оказаться очень недолгим. И поэтому мы
собираемся обсудить такие темы: каким образом вычленять петли, чтобы при этом
учитывать и уважать их целостность, как устанавливать пороговые значения и как
изменять определение «я» в соответствии с контекстом. До эры индустриальной
революции, если кто-то начинал себя странно вести, эта проблема была локальной
- люди, семьи и деревни справлялись с этим, может быть, иногда включая это
поведение в культуру, кто знает? Это не было проблемой, потому что ни один
сумасшедший не имел технических средств, позволяющих воздействовать на всю
семью, племя или группу. И поэтому недостаток мудрости одного или нескольких
организмов уравновешивался группой. Однако с появлением в нашем обществе
огромных технических возможностей ошибка, безумие, недостаток контакта с
контекстом, отсутствие мудрости одного организма могут очень сильно повлиять не
только на локальную окружающую среду, но и на всю планету.
Мы полагаем, что сознание имеет обратную связь с остальной частью психики
и поэтому влияет на наши действия. Но последствия этой обратной связи нам почти
неизвестны и нуждаются в незамедлительном исследовании и подтверждении.
Без всякого сомнения, содержание сознания не является случайным набором
сообщений о событиях, происходящих в остальной части психики. Скорее,
содержание экрана сознания систематически отбирается из широкого изобилия
психических событий. Но мы очень мало знаем о правилах и предпочтениях такого
выбора. Этот вопрос требует исследования. Точно так же требуют изучения
ограничения, налагаемые речью.
Джон: Подумайте, как согласуются с этим репрезентативные системы. Как в
это вписываются Мета-модель и Милтон-модель. В нашем распоряжении есть
технология, которая может рассматривать подобные вопросы с определённой
точностью.
Я продолжаю:
Оказывается, однако, что система отбора информации для экрана сознания
тесно связана с «целью», «вниманием», и другими подобными явлениями, которые
также нуждаются в определении и разъяснении...
Если сознание имеет обратную связь с остальной частью психики... И если
сознание имеет дело только с искаженным набором событий, происходящих в психике
в целом, то должны существовать систематические... различия между сознательными
представлениями о самом себе и о мире, и истинной природой «я» и мира. Такие
различия должны искажать процессы адаптации.
В этой связи, существуют фундаментальные различия между процессом
культурных изменений и процессом филогенетической эволюции. Предполагается, что
в последней существует так называемый вейсманианский барьер - совершенно
непроницаемая граница между телом и зародышевой плазмой.
Джон: В биологии есть классическая теория, демонстрирующая асимметричные
отношения между генетической структурой и фактической формой конкретного
организма. В давнем споре между Ламарком и Дарвином Дарвин был признан
победителем именно в этом пункте. Ламарк предположил, что если я стал умелым
скалолазом, и при этом мое тело стало чрезвычайно выносливым, и если затем у
меня родится ребенок, эти характеристики передадутся ему генетически. Но в
реальном мире нет никаких доказательств этого. Ламарк был прав, как вы знаете,
но в другой области. Ламаркианская эволюция - процесс отбора в обучении и
культуре. А эволюция Дарвина - генетическая модель для биологических систем.
Барьер Вейсманна - это предположение, что телесные, физиологические особенности
фенотипа, отдельного организма не могут пересечь эту границу, барьер Вейсмана,
в обратном направлении и стать частью генетической структуры. Такая ситуация
устраняет возможность генетического кодирования адаптации в одном поколении.
Нет никакого воздействия окружающей среды на геном. В культурном развитии
и индивидуальном обучении присутствует воздействие через сознание, неполное и,
вероятно, искаженное.
Это значит, что характер этих искажений таков, что сознание не
|
|