|
Джон: Перспектива. Они нашли способ, и сейчас слушайте очень внимательно,
механически искажая пропорции, и они ведь знали, каковы реальные пропорции в
трехмерном мире, потому что измеряли их. Так вот, они нашли способ переносить
эти пропорции на двухмерную поверхность. Цель этих механических искажений - так
приспособить их к визуальной нервной системе человека, чтобы их конечный
результат, нанесенный на двухмерную плоскость, казался трехмерным. Перевод
трехмерного мира в двухмерную карту - хороший пример того, как уменьшается
влияние первого внимания, когда оно пытается понять процесс работы второго
внимания. Что же они сделали? Вы слышали, что я сказал? Оба внимания.
Однажды я стоял на невысоком холме в окрестностях Афин, на Филопапюсе, и
смотрел издалека на большой холм, в этой области два основных холма, и второй
холм называется Акрополь, и, когда я смотрел на Акрополь с Филопапюса, мои
глаза притягивала одна структура. Это был Парфенон. Сейчас это просто ряд
колонн с фрагментами крыши и фундамента, потому что у греков хватило ума
хранить там боеприпасы во время одной из войн с турками, и турки его взорвали.
И я поднялся на вершину Филопапюса и посмотрел на Парфенон с расстояния
примерно в километр... И вдруг мое тело как будто запело. В моем визуальном
опыте было что-то настолько конгруэнтное, гармоничное, что была запущена моя
петля вижу-чувствую. Как будто мое тело обнаружило глубокую естественную песню,
которая могла возникнуть только в этом месте и только в это время. И вот, самое
интересное, если вы теперь проделаете этот путь, спуститесь с Филопапюса,
пойдете к Акрополю, подниметесь на него, возьмете рулетку и станете измерять
расстояние между колоннами и их окружность - колонны сужаются кверху (пока не
прибегут охранники и не выставят вас вон), - делая эти измерения, вы обнаружите,
что, как и в Италии в тринадцатом веке, у греков было достаточно мудрости,
которая потом куда-то подевалась. Они так исказили объективную реальность
Парфенона, что она стала соответствовать визуальным искажениям нервной системы
человека.
Джуди: Эти колонны - разного размера, и расстояния между ними тоже разные.
И все же, когда вы смотрите на Парфенон, тело сообщает вам, что эта объективная
информация ложна. Греки сделали что-то очень правильное с Парфеноном. Эти
ребята выполнили свое домашнее задание по эпистемологии. Бейтсон снова и снова
подчеркивает важность мыслить кибернетически, то есть, при разделении (на
части) целостного реального опыта учитывать всю петлю, учитывать ее полностью,
взаимоотношения в целом, а не только ее дуги. То, как мы разделяем и
структурируем опыт, может приводить к эпистемологическим ошибкам в мышлении, к
огромным ошибкам. Грегори говорит, что, если мы не научимся мыслить
кибернетически, за это может поплатиться вся планета.
Джон: Те же проявления эпистемологически необоснованного мышления
возникают и на индивидуальном, и на социальном уровне. Мы разработаем и
предложим условие корректности, позволяющее нам, как личностям и как обществам,
исправлять некоторые эпистемологические ошибки мышления. Вот это условие: при
разложении опыта реального мира, который мы хотим исследовать и понять,
компонент, который мы желаем изучить, должен сам по себе быть действующей
петлей, а не просто отдельной дугой какого-то цикла. Наука вообще и психология
в частности совершили монументальные ошибки при разложении опыта, который
хотели изучить. Как правило, выявляется завораживающий фрагмент реальности, а
затем создается метод его изучения. Создатели метода слишком часто действуют
так, как будто сложное явление, непрерывная петля, может быть расчленено на
логические переменные, дуги, и каждая из них может быть изучена в изоляции от
других. Как будто паттерны этого явления можно отделить друг от друга, а затем
логически собрать снова. И как будто обобщения, определяющие паттерны отдельных
дуг, все вместе определяют паттерны целостной петли.
Например, Бейтсон указывает, что невозможно добиться успеха в изучении
сложного феномена наркомании, если расчленить его и начать исследовать
наркомана, или еще хуже, саму по себе личность наркомана. И в то же время этот
феномен нельзя свести к изучению наркотиков, не учитывая того, кто их
употребляет.
Наркоман
®
Наркотик
¬
Такое разложение феномена наркомании, без всякого сомнения, потерпит
неудачу и не сможет выявить интересных и полезных паттернов. Такие попытки, в
лучшем случае, будут бесполезными. В худшем случае, исследователи найдут
огромное разнообразие «паттернов» - в результате изучения только одной стороны
взаимоотношений - и вступят в полемику на следующем, более высоком логическом
уровне. Они начнут спорить о том, чьи слова лучше - к полному смятению и ужасу
тех, кому приходится иметь дело с петлей наркомании в реальном мире и страданию
тех, кто видит неоправданные затраты человеческих и финансовых ресурсов.
Результаты такой деятельности, в лучшем случае, сведутся к изучению
патологической стороны способности представителей нашего вида к диссоциации -
расчленению опыта без всякого учета естественных петель... , и последующей вере
в то, что расчлененные дуги имеют какое-то отношение к реальности. Вот
аналогичный пример из биологии.
Концепция адаптации подразумевает, что в начале существует мир, и в нем
возникает проблема, решением которой является адаптация. Ключ адаптируют к
замку, придавая ему форму замочной скважины, трансформатор адаптирует
|
|