|
орые при этом получились: скорее всего, они будут
весьма отличаться. Именно эти различия объясняют, почему два переживания
вызывают у вас столь разные чувства.
Конечно, с каждым воспоминанием связаны разные обстоятельства. Они имеют
различное содержание, но вы, вероятно, сможете припомнить случаи со сходным
содержанием, которые, однако, пробуждают разные чувства. Вы можете, например,
вспомнить два случая, когда одерживали победу, —но сколь непохожи ваши ощущения,
вызываемые памятью о них! Разумеется, при этом вы обнаружите разницу и в
субмодальностях этих воспоминаний.
Обратимся к другому примеру: вы можете познакомиться вначале с одним, а
потом с другим человеком, которые на самом деле весьма похожи друг на друга, но
дальнейшие встречи с тем и другим будут вызывать у вас совершенно разные
чувства. Само содержание события, о котором речь, почти тождественно, ведь
прежде вы не знали обоих и не можете найти логического объяснения тому или
иному первому впечатлению. Однако подсознание закодировало обе встречи
совершенно по-разному, придало воспоминаниям различные свойства; кодирование же,
в свою очередь, приняло форму различных субмодальностей из числа тех, которые
мы перечисляли выше.
Свойства мышления
Сказанное помогает найти объяснение на первый взгляд случайным,
нелогичным ощущениям и реакциям. Секреты нашей раздражительности,
предубежденности, иррациональности чувств и восприятия сводятся к тому, как мы
кодируем (посредством субмодальностей) свое представление об окружающем мире.
Иными словами, наша индивидуальная система построения карты зависит от
особенностей, или субмодальностей, наших мыслей.
Приведем пример: первая попытка выступить перед публикой или схожая,
непривычная для вас деятельность может столкнуться с болезненным чувством
робости и стыда. Однако стоит лишь преодолеть первоначальный страх — и та же
деятельность, скорее всего, начнет даже приносить вам удовольствие. Если вы
припоминаете или способны вообразить подобные случаи из собственной жизни, то
можете выявить характерные для него визуальные субмодальности. Оценивая примеры
из личного опыта, вы, скорее всего, обнаружите, что:
• Любые мысли связаны с визуальными, аудиальными и кинестетическими
представлениями.
• Степень и свойства каждого представления зависят от его субмодальностей.
• Сходные субмодальности связаны со сходными ощущениями.
• Субмодальности и чувства, которые они вызывают, почти не зависят от
содержания события.
• Одни сочетания субмодальностей можно соотнести с приятными ощущениями и
положительными эмоциями, другие — с неприятными и отрицательными.
Со временем вы научитесь выявлять и устанавливать более тесную и прямую
связь между субмодальностями и настроениями, но пока вам нужно просто
привыкнуть к такому структурированному подходу.
Конечно, когда речь идет о воспоминаниях, вы почти не в силах изменить их
содержание. Вы не можете «перевести назад стрелки часов» и изменить то, что уже
случилось. Однако вы способны кое-то сделать в отношении того, как
представляете, то есть воссоздаете запомнившиеся события теперь. Вы можете
изменить свойства, характерные особенности мысленных образов, звуков и ощущений,
из которых сложились переживания прошлого. Как мы уже знаем, они — не
реальность. Эти переживания уже прошли сквозь индивидуальные фильтры восприятия,
превратились в воспоминания и те чувства, которые они вызывают.
Итак, умение менять свойства представления весьма функционально и притом
разумно: вы можете сделать это так, чтобы утвердиться в нынешних целях и
поднять настроение. Выявив соответствующие субмодальности, вы можете начать
манипулировать ими, чтобы вызвать у себя нужные ощущения и изменить поведение.
ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ
Именно от субмодальностей в первую очередь зависит ваше настроение. Выше
уже говорилось о том, что вы можете их менять, а это значит, что вы в силах
изменить свои переживания в отношении тех или иных событий. Вы способны менять
свои ощущения и, следовательно, все последующее поведение. Благодаря
четырехступенчатой модели успеха (см. второй урок) нам известно, что наши
действия приносят соответствующие результаты.
Переключение субмодальностей
Попробуйте сделать следующее: вернитесь к какому-либо неприятному
воспоминанию, но при этом переключите характеристики возникшей сцены таким
образом, чтобы перейти к субмодальностям приятного воспоминания. Избавьтесь от
«неприятных» субмодальностей. Если, например, память о счастливых событиях
отмечают крупномасштабные и яркие образы, перейдите к этому режиму
представления, когда погружаетесь в неприятные воспоминания. Если болезненные
воспоминания казались вам туманными, расплывчатыми и лишенными «жизненных»
цветов, замените их, переключившись на «приятные» субмодальности. Скорее всего,
вы сможете воссоздать большую часть тех визуальных особенностей, которые мы
перечислили в начале этого урока.
Рассмотрим другой пример: п
|
|