|
под которыми я разумею войны, геноцид, угнетение расовых меньшинств, смерть от
недугов и голода; историческая неизбежность таких явлений ясна нашим потомкам.
Первопричиной отвращения станут бытовые зверства, предмет частной
сексопатологии вкупе с нашим способом воспроизводства потомства, рабским
положением детей и женщин, сексуальными извращениями. Этот вывод представляется
мне настолько важным, что его необходимо сформулировать в виде теоремы.
Теорема 3. Наиболее сильное отвращение потомки будут испытывать к людям нашей
эпохи.
Доказательство (от противного):
Предположим, что к какому-то из минувших времен потомки будут питать еще
большее отвращение. К какому именно?
1. В первобытные времена бытовых зверств, подобных описанным в главе 5, большей
частью не было. В примитивном социуме питекантропов, неандертальцев,
кроманьонцев носители экстраординарного зверства либо не появлялись вообще,
либо уничтожались, ибо представляли опасность для существования стада. (Это, в
частности, доказано современными наблюдениями над приматами).
2. В античную эпоху, в эпохи средневековья и раннего капитализма бытовые
зверства существовали в полный рост – их породила бесконтрольная власть
господина над рабом, считавшимся вещью или домашней скотиной. Но имеется
оправдание: человек тех времен, за исключением редких выдающихся мыслителей, не
ощущал себя в полной мере человеком, носителем такого уникального свойства, как
разум.
3. Массовое осознание своей человеческой сущности связано с научным,
техническим и культурным прогрессом, который начался в XIX веке и достиг сейчас
апогея: компьютеры, атомные реакторы, полеты в космос, высокий уровень
образования и т.д. В такую эпоху все население планеты несет ответственность за
суперзверства.
Примечание. Мое доказательство страдает одним недостатком: возможно, текущий и
следующий века продемонстрируют более высокий уровень зверских преступлений,
что вызовет у наших далеких потомков большее отвращение к потомкам ближним.
К теме отвращения мы еще вернемся, однако неприязнь к предкам, как и подвиги в
космосе, не самый важный элемент грядущего. Прогресс цивилизации связан с
раскрытием тайн, загадок природы, человека и общества, но есть тайны и Тайны. В
последнем случае я подразумеваю информацию, которую условно можно обозначить
как Великую Тайну Бытия. Мыслители задумывались над ней издревле, задолго до
того, как появились квантовая механика, атомная физика и теория относительности.
В чем состоит предназначение человека? Возник ли он в результате естественного
развития или был создан Высшей Силой? Если эта Сила не миф, и в Мироздании есть
некий Высший Разум, то постижим ли он? В чем его суть? К этим вопросам можно
добавить другие, не менее актуальные и загадочные: что находится за гранью
земного существования?.. гибнет ли индивидуальность вместе с телесной смертью?..
замкнута ли Вселенная?.. если нет, то как понимать ее бесконечность в
пространстве и времени?..
На эти вопросы мы до сих пор не знаем ответов. Мы даже не приблизились к их
решению – ведь нельзя же считать таковым наивные представления земных теологий
и спекуляции экстрасенсов! Правда, есть различные гипотезы, и с одной из них,
изложенной в книге Ш.Д.Мэлори «Тайна «Ангара-18». Доля ангелов» [29], я вас
познакомлю.
Мэлори полагает, что мы используем свой мозг только на несколько процентов его
возможностей, и что большая часть нашего «мыслительного пространства» является
латентной, скрытой, отделенной от человеческого самосознания ментальным
барьером и потому недоступной для ощущения. Эти латентные части всех разумных –
и, возможно, неразумных – обитателей Вселенной напрямую используются Высшим
Разумом или Абсолютом, если следовать терминологии Мэлори. Собственно, эти
части и образуют Высший Разум. Мэлори пишет [29], что Абсолют «существует и
физически локализован в латентной области живого мозга – во всех латентных
областях всех живых существ Мироздания. Таким образом, Абсолют использует
резервы нашего «пространства мышления» или избыточную часть наиболее
высокоорганизованной во Вселенной материи – ту ее частицу, которая не нужна ее
носителям для функционирования и выживания. Абсолют является совокупностью
латентных частей мозга всех живых созданий, объединяет их друг с другом и с
самим собой». На основании этой гипотезы Мэлори объясняет различные загадки
человеческой психики (паранормальные феномены, гениальность, озарения и
откровения), и, если отбросить его бредни насчет биополей и торсионных
взаимодействий, этим теориям не откажешь в последовательности. Во всяком случае,
он не сомневается, что Абсолют не божество в религиозном понимании, а такое же
явление природы, как мы с вами. При такой постановке вопроса Абсолют,
независимо от места его обитания, может рассматриваться нами как цивилизация
III типа или продукт ее деятельности.
Но это такая же гипотеза, как высказанная Мэлори, а поиск истинных ответов и
создание теории, раскрывающей Великую Тайну Бытия, – дело грядущего. Я полагаю,
что именно этим в первую очередь займутся наши потомки, ибо лишь то общество,
которое руководствуется подобной теорией, может считаться зрелым, осознающим
свои цели и предназначение.
Есть по крайней мере два момента, инициирующих такие исследования:
1. Необходимость подтвердить или опровергнуть существование Бога. По мнению
Стивена Хокинга, с этой проблемой можно разобраться только на основе теории,
|
|