|
поздно, пустит в расход
[38]
. Нелепое предположение, ибо есть более реальные пути, чем создание автономных
и независимых «кибер-умников», и мы на эту тропу мы уже вступили. Я имею в виду
создание электронно-биологических интерфейсов, вживляемых имплантов и тому
подобных устройств, которые позволят соединить человеческий интеллект с
вспомогательным искусственным напрямую, а не с помощью клавиатуры, монитора и
пакета примитивных программ. Полагаю, что в будущем разрешится проблема
переноса разума и человеческой индивидуальности на иные субстраты, чем мозговая
ткань, и человек будет представлен разнообразными формами, не зависящими от его
тела и конкретного обличья – то есть сотрется грань между человеком в его
сегодняшнем понимании и киборгом (см. по этому поводу «Сумму технологии»
Станислава Лема [28]). Если же ученые будущего сконструируют когда-нибудь
интеллект ab initio (из «первых принципов»), и он будет равен человеческому, то
его и признают человеком со всеми вытекающими отсюда правами.
Примечание. Доводилось мне знакомиться с романами, где сначала сотворяли
искусственный интеллект, а потом мучались совестью, так как получившийся
человеческий разум желал перебраться из электронного застенка в человеческую
плоть, что было невозможным. Конечно, это придумано для драматизации сюжета.
Если данный эксперимент осуществится в реальности, то лишь при таком развитии
технологии, когда искусственный разум можно будет перенести на любой подходящий
субстрат, в любое тело.
3. Конфликт между людьми и мутантами, произошедшими от человеческой расы –
телепатами, телекинетиками, бессмертными существами и т.д. К этому случаю
применимы соображения, высказанные в пункте 2. Собственно, с нашей точки зрения
все люди далекого будущего – мутанты, а мы для них – дикари. Разница такая же,
как между нами и неандертальцами. Для этих полуразумных созданий мы –
несомненные мутанты.
4. Конфликт между людьми и инопланетянами или между человеческими расами с
различных миров. Это аналог международного конфликта нашего времени
(политического, военного, религиозного, расового, биологического), перенесенный
в космос. Как любой другой конфликт, он возможен лишь в том случае, если для
него есть причины. Я их не вижу. Конфликты такого рода возникают из-за
территориальных претензий, споров из-за сырья, либо вследствие несовместимости
рас и народов, вынужденных, в силу ограниченности мест обитания, проживать
рядом друг с другом. Но ресурсы Галактики столь огромны, а расстояния в ней
столь велики, что вряд ли имеется повод для столкновений между высокоразвитыми
расами – такими, как наши нынешние инопланетные гости и наши далекие потомки.
Подчеркну еще раз, что речь идет о цивилизациях II типа, владеющих техникой
межзвездных перелетов. Их отношение к варварским культурам, подобным нашей
сегодняшней, совсем другой вопрос. Именно эту проблему мы и пытаемся выяснить,
но не будем забегать вперед; отметим лишь, что акты агрессии со стороны
варваров возможны. Но, в силу технического превосходства высшей цивилизации,
они не ведут к масштабным конфликтам.
Примечание. Было бы ошибкой полагать, что отсутствие межзвездных столкновений
автоматически влечет за собой партнерство и тем более дружбу между различными
расами. Их отношения скорее будут нейтральными. Обмен техническими достижениями
вряд ли необходим, если обе цивилизации находятся на одинаковой стадии развития,
что же до культурных сокровищ, то ценности одной расы могут казаться другой
весьма странными, нелепыми и непонятными. Причины – биологические и
психологические различия.
5. Наконец, предполагается возможным развитие первого этического конфликта –
помогать или не помогать братьям по разуму в неблагополучных мирах, и если
помогать, то как. Это конфликт Прогрессоров, и мы его разберем в главе 12.
Итак, я перечислил мнимые конфликты, приписываемые обществу будущего, но что
можно сказать о конфликтах реальных? Тут мы вступаем на зыбкую почву догадок,
предположений и гипотез, которые нельзя проверить. Возможно, сохранится
любовный конфликт, а также те, которые были названы интеллектуальными: между
бесконечностью Мироздания и конечностью человеческих возможностей, неполнотой
познания природы и ее законов; между амбициями личности и недостатком таланта
для их удовлетворения. Возможно, интеллектуальные противоречия примут новый вид,
который я назвал бы конфликтом всемогущества
[39]
. Представим себе, что имеется техническая возможность для осуществления
какого-то проекта, совершенно невероятного с нашей точки зрения, но посильного
для людей грядущего. Но последствия проекта сомнительны, или их трудно
прогнозировать, или в одном отношении результат хорош, а в другом плох. Быть
или не быть проекту?
Казалось бы, ответ прост: малейшее сомнение должно трактоваться в качестве
запрета. Но это ложная посылка, так как всякое действие имеет негативную
сторону, а если не совершать вообще ничего, то цивилизация превратится в
кладбище, населенное покойниками. Приведу в качестве примера акт творения: как
оценить божественный проект по созданию людей и дальнейшую директиву Господа:
плодитесь и размножайтесь? С одной стороны, Творец даровал нам жизнь, и это
хорошо;с другой, жизнь бывает препоганой штукой, если вспомнить о бедах и
горестях, подстерегающих нас, о болезнях и неизбежной смерти. Конфликт, который
таится в подобном проекте, вовсе не связан с религией; высшая цивилизация может
|
|