|
2. Внешние и внутренние политические конфликты (конфликты между народом и
властью, между партиями и группами населения; конфликты между странами,
перерастающие в войны).
3. Социальные конфликты.
4. Расовые и национальные конфликты.
5. Экологический конфликт между человеком и окружающей средой.
6. Демографический конфликт – между ростом человеческой популяции и
ограниченностью земных ресурсов, доступных в данный момент для разработки и
использования.
Группа вторая – не столь важные, но характерные для нашей эпохи конфликты
7. Конфликт поколений (конфликт отцов и детей).
8. Конфликт между полами (феминизм, борьба за женское равноправие).
9. Религиозные конфликты между приверженцами различных религий и между
верующими и неверующими.
10. Конфликты старости – между юношескими желаниями и душевной молодостью и
отсутствием здоровья, сил, времени; жажда долголетия, бессмертия.
Группа третья – частные конфликты, существующие в нашу эпоху, но не
охватывающие больших групп населения
11. Конфликт между умниками и дураками, то есть между интеллектуалами
(высоколобыми, яйцеголовыми) и людьми, лишенными творческих способностей.
12. Конфликт любви (классический «любовный треугольник»).
13. Внутренний интеллектуальный конфликт – между желанием самовыразиться,
реализоваться и недостатком таланта для удовлетворительного самовыражения.
14. Внешний интеллектуальный конфликт – между бесконечностью Мироздания и
конечностью человеческих возможностей, неполнотой познания природы и ее законов.
Его частный случай – информационный конфликт: между массой накопленной
информации и невозможностью ее полного освоения и использования отдельной
человеческой личностью.
15. Первый этический конфликт – между собственным относительно благополучным
существованием и неблагополучием значительного числа людей (их горем,
страданиями, болезнями, голодом, пытками, смертью).
16. Второй этический конфликт – противоречие между долгом и желаниями.
17. Третий этический конфликт – между необходимостью потребления в пищу
животных и растений, эксплуатацией домашних животных и осознанием того, что все
подобные действия антигуманны.
18. Конфликт непохожих – противоречия между особыми людьми (гении, наркоманы,
инвалиды и т.п.) и всем остальным населением.
Если теперь обратиться к любому произведению, мы с легкостью вычленим конфликты,
положенные автором в его основу. Классический пример – приключения Шерлока
Холмса, в которых задействована едва ли не половина приведенного выше перечня:
1, 2, 3, 4, 7, 9, 12, 16. В такой разновидности фантастического жанра, как
«космическая опера» (звездные империи, битвы в просторах Галактики, супермены и
прекрасные принцессы), используются самая примитивная схема: политические и
расовые конфликты с добавлением «пригоршни любви». В азимовском цикле
«Основание» можно обнаружить все конфликты первой группы 1–6 плюс конфликт 18.
Обратившись к утопиям, то есть к романам о счастливом будущем, мы обнаружим,
что область конфликтов резко уменьшается. Действительно, конфликты прошлого и
настоящего проистекают из несовершенства общества и человеческой природы, из
разделения людей по социальным, расовым, религиозным признакам, из наличия в
нашем социуме «плохишей» и «хороших парней». Но в счастливом мире будущего
человечество едино, благополучно и высокоморально; какие же там могут быть
конфликты? Противоречия между Добром и Злом не существуют, так как все добрые,
и даже неразделенную любовь можно исключить, если вспомнить о возможностях
клонирования и ментальной переориентации. По сути дела, единственный конфликт в
«утопическом будущем» – внешний интеллектуальный: бесконечность природы с ее
загадками и тайнами и ограниченность человеческих возможностей в данный момент.
Именно на этом конфликте и зиждятся «Туманность Андромеды» с «Магеллановым
облаком»; Стругацкие, в дополнение к нему, используют еще один ход –
Прогрессорство, о котором мы поговорим в главе 12.
Итак, еще не приступив к анализу вымышленных миров, мы уже готовы сделать
важный вывод: кроме тривиального случая 14 и, возможно, 12, писатели-футурологи
не представляют реальных конфликтов будущего. По этой причине утопий мало (нет
конфликта – нет романа!), а произведений о галактических империях и федерациях
– вагон и еще тележка. Не следует ли отсюда, что в будущем вообще нет
конфликтов? Хороший вопрос! Но если они все-таки есть, то можем ли мы их
представить? Вопрос еще лучше. В главе 9 я попытаюсь кое-что сказать по этому
поводу, а сейчас перейдем к анализу упомянутых выше произведений.
Вымышленные миры
В Хейнском цикле Урсулы Ле Гуин описана «человеческая Ойкумена», включающая
несколько десятков планет, по которым люди расселились в результате длительных
перелетов с околосветовой скоростью, причем этот процесс колонизации занял века,
если не тысячелетия. Некоторые миры, особо удобные для жизни, сохранили
|
|