Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Загадочное и Непознанное :: UFO/НЛО :: Михаил Ахманов - Оглянись - пришельцы рядом!
<<-[Весь Текст]
Страница: из 95
 <<-
 
хорошо известная на Земле. Чаще всего такие измышления автора являются лишь 
фоном для описания галактических войн, межзвездных авантюр, похищений 
красавиц-принцесс и героических деяний суперменов. Как правило, все это весьма 
примитивно и наивно, и потому мы не будем рассматривать «космические оперы» 
Гамильтона, «Дока» Смита, Снегова, а также «Стальную Крысу» Гаррисона и 
«Полисотехническую Лигу» Андерсона. Нас интересуют лишь наиболее серьезные из 
этих произведений, где есть намек на нетривиальные моменты и конфликты, которые 
будут существовать в грядущую эпоху. К числу значимых произведений я отношу 
«Основание» Азимова, Хейнский цикл Ле Гуин, «Города в полете» Блиша и романы 
Дэна Симмонса о Гиперионе и Эндимионе.
Тип 2 – антиутопии или предупреждения. Их довольно много, и эта разновидность 
имеет свою классику – «Машина времени» Уэллса, «Мы» Замятина, «О дивный новый 
мир» Хаксли и свои великие вершины – «Час Быка» Ефремова, «Обитаемый остров» 
Стругацких, «Эдем» и «Возвращение со звезд» Станислава Лема, «451 по 
Фаренгейту» Бредбери. Но большей частью антиутопии – пустые «страшилки», не 
содержащие сколь-нибудь достоверных элементов будущего. Это одна из причин, по 
которой я не буду рассматривать такие произведения; вторая же состоит в том, 
что я – разумный оптимист, и в первую очередь интересуюсь позитивными моделями 
будущего. К этому есть основательная причина: ведь пришельцы, согласно 
Постулатам 1 и 2, существуют, процветают и даже добрались до наших палестин. 
Значит, никаких ужасов, вроде описанных в «страшилке» Геворкяна «Времена 
негодяев», с ними не случилось – как, надеюсь, не случится с нашими потомками.
Тип 3 – утопии и романы, в которых сделана серьезная попытка изобразить 
позитивное будущее. Они нас интересуют в первую очередь, но их немного, и почти 
все, даже в самом блестящем исполнении, отдают коммунистическим душком. Таковы 
«Туманность Андромеды» Ефремова, «Полдень, XXII век» Стругацких, «Магелланово 
облако» Лема – три великие утопии, созданные в эпоху диктатуры пролетариата. Их 
предтечи – Моррис «Вести ниоткуда», Уэллс «Люди как боги», Итин «Страна 
Гонгури», Богданов «Красная звезда»; а за ними, за Ефремовым, Лемом и 
Стругацкими, следуют авторы помельче: Вайсс «Страна наших внуков», Мартынов 
«Каллистяне» и «Гость из бездны», Гуревич «Мы – из Солнечной системы» и так 
далее, и тому подобное. В последнее время на постсоветском пространстве и в 
бывших странах народной демократии утопий не пишут, а больше стараются по части 
«страшилок». Жаль! Коммунизм дискредитирован, но какое отношение это имеет к 
великим идеям Братства, Любви, Справедливости, к мечте о счастливой и достойной 
жизни? На мой взгляд, ровно никакого.
Утопии описывают идеализированное общество будущего, в котором высокое 
благосостояние сочетается с высочайшей моралью; любовь между мужчиной и 
женщиной там обязательно чистая и светлая (в крайнем случае – безответная и 
несчастная), а люди заняты творческим поиском – обычно путешествуют в другие 
обитаемые миры, либо обмениваясь с ними культурными достижениями, либо помогая 
менее цивилизованным собратьям. Благостная картина, но она будет нам полезна, 
если мы воспримем ее критически и не забудем о недостатках утопий. А они, в 
частности, таковы:
– научный и технологический прогресс человечества описан весьма примитивно: 
звездолеты, роботы, линии доставки чего угодно, отсутствие болезней, долгая 
жизнь;
– почти ничего не говорится о биологических изменениях человека – возможно 
потому, что утопии не заглядывают в действительно далекое будущее, 
ограничиваясь сроками от ста-двухсот до тысячи лет;
– нет прогнозов относительно таких важных сторон жизни, как религия, секс, 
развлечения, специфические конфликты, присущие будущему.
К приведенному выше списку я добавлю пару произведений, рисующих нетривиальную 
картину грядущего: «Назад к Мафусаилу» Бернарда Шоу и «Конец детства» Артура 
Кларка. Мы ограничимся этим перечнем, чтобы выделить и проанализировать базовые 
идеи, которые кочуют из одного фантастического романа в другой.



Конфликты в настоящем

В общем и целом качественных литературно-футурологических произведений 
позитивной направленности немного, и представляет интерес выяснить причину 
такого положения дел. Вспомним, что движущей силой любого повествования от 
«Илиады» и «Золотого осла» до «Саги о Форсайтах» и «Туманности Андромеды» 
является конфликт (он же – противоречие). Если говорить упрощенно, нет 
конфликта – нет романа. Глобальный конфликт мыслится как борьба Добра со Злом, 
но существуют и более сложные варианты с градацией Добра и Зла и 
противоборством между такими категориями, как, например, Добро в евангельском и 
прагматическом понимании или схватка совсем уж черного подлого Злодейства со 
Злом, творимым ради какой-то благородной цели. Прошлое и особенно настоящее 
предлагают нам множество конфликтов, которые являются базой для литературных 
произведений. Эти конфликты можно систематизировать следующим образом:

Группа первая – глобальные конфликты, доминирующие в нашу эпоху.
1. Конфликт бедности – противоречие между желанием жить богато и достойно и 
трудностью или невозможностью достижения этой цели (лень, болезнь, отсутствие 
необходимого интеллекта или квалификации, отсутствие работы – и, как следствие, 
недостаток денег, что ведет к преступности). Конфликт бедности – социальный 
конфликт; я ставлю его на первое место, так как он является сейчас доминирующим.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 95
 <<-