|
И вдруг Саров подскочил в кресле, дойдя до строк:
«С тяжким грузом одиночества и отчаяния на душе я вернулся в замок и вошел в
свою комнату. Там сидел наш покойник!»
Собственно, не эти слова вызвали удивление Серова — эка невидаль, обычный
поворот сюжета, для Марка Твена так даже и тривиальный. Но на полях около этих
строк была проведена ногтем едва заметная черта. Саров поднёс рукопись ближе к
глазам — черта пропала. Потом он сообразил, что все дело в направлении света,
падающего от торшера. Он нашел положение, при котором черта была видна лучше
всего, и быстро просмотрел предшествующие страницы рукописи. Никаких пометок не
было. «А ведь при ксерокопировании она, скорее всего, не проявилась бы, —
подумал Саров. — Какая, однако, глазастая и внимательная девица! И хитрющая —
нет чтобы предупредить! Решила меня проверить — замечу ли? Но мы тоже не лыком
шиты! Или это ее пометка? Нет, вряд ли. Во-первых, не посмела бы. Во-вторых, до
этого момента были куда более яркие фрагменты, которые вполне можно было
отметить. Это, похоже, все же след ногтя Теслы». И он принялся с резко
возросшим интересом читать дальше, внимательно поглядывая на поля рукописи.
«Я тотчас кинулся прочь со всех ног: всю жизнь я боялся привидений и предпочел
бы оказаться где угодно, но не с ним наедине. Меня остановил знакомый голос,
звучавший слаще музыки для моих ушей:
— Вернись! Я живой, а вовсе не привидение!»
Через пару абзацев появилась еще одна черта у строк:
«Нет, не мираж, я действительно умер, — сказал он в ответ на мои мысли и
добавил с безразличным видом: — Для меня это сущий пустяк, я проделывал такие
штуки много раз».
И тут Саров вместе с Августом Фельднером, вместе с Марком Твенам буквально
взмолился:
«„Расскажи мне что-нибудь обо всем этом, ну хоть немножечко, прошу тебя. Сорок
Четвертый! Ты только дразнишь мой аппетит, а я жажду понять, как ты узнал про
эти чудеса как разгадал непостижимые тайны“.
Сорок Четвертый подумал немного, потом заявил, что вполне расположен ко мне и
охотно занялся бы моим просвещением, но не знает, как за него взяться из-за
ограниченности моего ума, убогости духовного мира и неразвитости чувств. Он
помянул мои качества вскользь, как нечто само собой разумеющееся — архиепископ
мог бы походя бросить такое замечание коту, нимало не заботясь об его чувствах,
о том, что у кота другое мнение на этот счет…
— Да, просветить тебя трудно, — молвил он наконец. — Пожалуй, невозможно, надо
создавать тебя заново. — Глазами он умолял меня понять его и простить. — Ведь
ты, что ни говори, — животное, сам ты это сознаешь?
Мне следовало дать ему пощечину, но я сдержался и ответил с деланным
безразличием:
— Разумеется. Мы все порой животные.
Я, конечно, подразумевал и его, но стрела опять не попала
в
цель: Сорок Четвертый и не думал, что я его имею в виду. Напротив, он сказал с
облегчением, словно избавившись от досадной помехи:
— В том-то и беда! Вот почему просветить тебя так трудно. С моим родом все
иначе, мы не знаем пределов, мы способны осмыслить все. Видишь ли, для рода
человеческого существует такое понятие, как время; вы делите его на части и
измеряете; у человека есть прошлое, настоящее и будущее — из одного понятия вы
сделали три. Для твоего рода существует еще и расстояние, и, черт подери, его
вы тоже измеряете! Впрочем, погоди, если б я только мог, если б я… нет,
бесполезно, просвещение не для такого ума. — И добавил с отчаянием в голосе: —
О, если б он обладал хоть каким-нибудь даром, глубиной, широтой мышления, либо,
либо… но, сам понимаешь, человеческий ум тугой и тесный, ведь не вольешь же
бездонную звездную ширь Вселенной в кувшин!»
«Вот и кувшин», — подумал Саров. Он представил себе Теслу и Марка Твена,
сидящих в креслах у камина, между ними на низеньком столике бутылка старого
шотландского виски и два широких стакана. Тесла — Вселенная, передатчик, щедро
излучающий знание, недоступное пониманию современников, Марк Твен — приемник,
кувшин, поглощающий это знание, сохраняющий его, переваривающий, чтобы передать
потомкам.
— Ах, как это трудно! — говорит Тесла. — Будь у меня хотя бы исходная точка,
основа, с которой начать, — так нет! Опереться не на что! Послушай, ты можешь
исключить фактор времени, можешь понять, что такое вечность? Можешь представить
себе нечто, не имеющее начала, нечто такое, что было всегда? Попытайся!
— Не могу, — трясет головой Марк Твен. — Сто раз пытался. Головокружение
начинается, как только вообразишь такое.
Лицо Теслы выражает отчаяние.
— Подумать только, и это называется ум! Не может постичь такого пустяка… Слушай,
Сэм, в действительности время не поддается делению — никакому. Прошлое всегда
|
|