|
что Всевышний является личностью.
Для того чтобы проповедовать свое учение, Шанкара-чарье пришлось отвергнуть
многие положения
Вед,
утверждающие, что Абсолютная Истина — это Верховная Личность, а
джива —
ее подчиненная часть. Жонглируя словами, он создал ложную теорию о том, что
Брахман — это один только чистый имперсональный Брахман, а все воплощения Бога
в этой Вселенной суть лишь проявления этого Брахмана. Это полностью
перечеркнуло большую часть ведической литературы, в том числе и
Бхагавад-гиту.
Таким образом, Шанкарачарья противопоставил себя всем традиционным ведическим
школам. Подобно Будде, он отказался отвечать на вопросы о природе космоса и
заявил, что
майя,
энергия иллюзии, необъяснима.
Поскольку буддисты столетиями следовали философии полного атеизма и никогда бы
не приняли идеи Верховной Божественной Личности, философия Шанкары была
единственной системой взглядов, которую они могли принять. Это было что-то
вроде компромисса между атеизмом и теизмом, но Шанкара построил свою доктрину
именно на
Ведах.
Шанкара путешествовал по всей Индии, его аргументы везде брали верх, и буддизм
склонился перед ними. Итак, цель была достигнута, и притом в такой степени, что
книга Шанкары
Шарирака-бхашья
по сей день считается исчерпывающим толкованием
Веданты.
Однако не следует забывать,
чтоПураны
признают Господа Шиву великим преданным Господа Вишну, Кришны. На своих
изображениях Шива всегда предстает погруженным в медитацию, сосредоточенным на
Абсолютной Истине, Шри Кришне. И сам Шанкара в течение своей жизни несколько
раз открывал свои истинные взгляды, взгляды преданного Господа Кришны. Например,
в Калади, родном городе Шанкары, рядом с усыпальницей его матери есть храм, в
котором находится Божество Господа Кришны, установленное самим Шанкарой. Кроме
того, в первом стихе его
Гита-бхашьи
говорится, что Нараяна (другое воплощение Господа Кришны), или Бхагаван
(Верховная Божественная Личность), трансцендентен к материальному творению. В
книге
Бхагавад-гита
с комментариями Шри Шанкарача-рьи Динкар Вишну Гокхале утверждает, что в своей
«Медитации на
Бхагавад-гиту»
Господь Шива говорит:
«Приветствую тебя, о Вьяса. Искусство твоего могучего ума и твои глаза огромны,
как полностью распустившийся лотос. Ты возжег светильник мудрости, наполнив его
маслом
Махабхараты».
Шанкара утверждает также, что именно Бхагаван Кришна есть тот, «Чья слава
воспета стихами
Вед, о
Ком повествуют певцы
Сама-веды,
Чьи доблести громогласно прославлены хором
Упанишад».
Все это говорит о том, что для постижения конечного духовного знания Шанкара
искренне советует читать именно
Бхагавад-гиту
и
Махабхарату,
написанные Шрилой Вьяса-девой. Это также доказывает, что взгляды самого
Шанка-ры весьма сильно отличались от философии, которой он учил. Нет более
ясных этому доказательств, чем тексты 8 и 9 его «Медитации на
Бхагавад-гиту»:
Я предлагаю почтительные поклоны Верховной Личности Бога, Кришне, божественному,
благословенному супругу Богини Удачи, Чья милость превращает немого в
златоуста, а хромому позволяет преодолевать горы. Поклоны, поклоны Всевышнему
Господу Шри Кришне, Которого Брахма, Варуна, Индра, Рудра, Маруты и все боги
|
|