|
Согласно
Ведам,
быстрое разложение общества и разрушение окружающей среды начинаются только с
началом Кали-юги. Однако Кали-юга — дело не далекого туманного будущего.
Кали-юга — а вместе с ней и упадок — началась 5 тыс. лет назад.
Существует четыре эпохи, или
юги.
Продолжительность этих эпох указана в
Бхагавад-гите
(8.17), в
Шримад-Бхагаватам
(3.11.19), в
Вана Парве
(одной из книг
Махабха-раты)
и в других источниках. Там говорится, что Кали-юга продолжается 432 тыс. лет,
из которых мы прожили уже 5 тыс. лет. Перед Кали-югой была Двапара-юга, которая
длилась 800 тыс. лет, а перед нею — Трета-юга, продолжавшаяся 1 млн. 200 тыс.
лет. Трета-юге предшествовала Сатья-юга, длившаяся 1 млн. 728 тыс. лет.
(Подробности вычисления продолжительности этих эпох — в Приложении 1.)
Описания отличительных черт каждой эпохи содержатся во многих
Пуранах.
В
Шримад-Бхагаватам
(12.3.18 и далее) говорится, что Сатья-юга — это эпоха добродетели, мудрости и
религии. В ней нет ни порока, ни невежества. Людям Сатья-юги свойственны
правдивость, милосердие, аскетизм и чистота. Эти качества — «четыре ноги»
религии, общепризнанные черты благочестивой жизни, присутствующие в любом
истинном духовном методе. Люди в Сатья-югу удовлетворены собой, дружелюбны,
спокойны, сдержанны и терпимы. Их радость заключена в них самих, а не во
внешней деятельности, направленной на услаждение чувств. Они знают свою
духовную сущность и живут в гармонии с Богом, природой и друг с другом. Они
видят все вокруг равным и всегда стремятся к духовному совершенству. Находясь
под влиянием благости, люди Сатья-юги живут до 100 тыс. лет.
Подробно о Сатья-юге, или Крита-юге, говорится в
Парада Пуране
(1.41.7-11). В Крита-югу не было разделения на различные виды божественных и
демонических существ, таких как
дэвы, данавы, гандхарвы, якши, ракшасы
или
наги
(змеи). Все обладали достоинствами
дэвов
(полубогов). Все были прекрасны и добродетельны. Купли и продажи не
существовало.
Веды
представляли собой единое целое. Люди с удовольствием выполняли свои
обязанности, свойственные их образу жизни. Выло лишь одно Божество — Господь
Нараяна, и все били Его преданными, погруженными в аскезу и медитацию,
свободными от вожделения и других пороков, самообузданными и полными
добродетели. Их ум был занят поиском смысла
дхармы
(духовного долга), и не было в них ни зависти, ни ревности, ни гордыни, ни
лицемерия. Все были правдивы и весьма сведущи в науке
Вед.
Жизнь каждого человека сопровождалась священными обрядами, соответствовавшими
его общественному положению.
В Сатья-югу, продолжает
Курма Пурана
(1.29.14–17), даже появление человека на свет происходило в соответствии с
авторитетным духовным методом, так что каждый уже с рождения обладал
высокоразвитым сознанием. Средства к существованию добывались без жадности.
Граждане всегда были довольны, им были доступны все удовольствия и развлечения.
Никаких различий между ними не было, а потому не было и разделения на высших и
низших. Все жили одинаково долго и были одинаково прекрасны. Они не знали горя
и были весьма привязаны к истине, медитации и аскезе. Ум их всегда был
умиротворен.
В
|
|