|
«Ни место моего рождения, ни родители мои мне неизвестны. Различные
обстоятельства моей жизни породили во мне сомнения и догадки, свидетельствующие
о том, что я был весьма высокого, хотя и незаконного, происхождения».
Калиостро рассказывает
о своем детстве, исполненном воспоминаний о странствиях в Аравии. Там его, по
его же словам, назвали загадочным именем Ахарат. Современники свидетельствуют,
что именно так в дальнейшем величала Калиостро его супруга и соратница по
магическим занятиям Лоренца Фели- чиани. Под именем Ахарат мальчик обитал во
владениях восточного князька Алахама, окруженный образованнейшими наставниками
и телохранителями. В этих записках Калиостро называет и имя своего наставника,
который, как предполагается, и был тем посвященным, передавшим юноше
сокровенные знания и невероятную власть над тайнами природы.
Впрочем, намного позднее, когда началась полоса злоключений Калиостро и
французская пресса начала кампанию по разоблачению «графа-самозванца», увидела,
свет и иная версия происхождения и биографии мага. Установлено было, к примеру,
что по материнской линии Калиостро происходил от некоего Маттео Мартелло,
который выдал одну из своих дочерей за некоего Джузеппе Калиостро, вторую — за
Пьетро Бальзамо. И от брака этой второй дочери с Бальзамо родился сын, Джузеппе,
использовавший впоследствии одно из имен родственников, чтобы назваться графом
Калиостро.
Если верить этой версии, то родители Калиостро были примерными католиками,
купцами, торговавшими сукном и шелком. И, поскольку были они весьма набожны,
своему одаренному сыну решили дать монастырское образование. В семнадцатилетнем
возрасте Джузеппе Бальзамо был отправлен в расположенный неподалеку от Палермо
городок Колтажироне, чтобы в стенах местного монастыря продолжить учение.
Несмотря на его склонность к распутству, мошенничеству, а иногда и воровству,
монахи приняли его участливо, закрывая глаза на эти грехи. В монастыре была
небольшая, но хорошо подобранная библиотека, где юноша смог почерпнуть немало
для своих будущих философских построений. Но более всего увлекся он
составлением лекарских отваров и настоев из трав, из-за чего завязал крепкую
дружбу с монахом-травником. Молодой Джузеппе тяготился теорией — его влекла
практика. Рассечение мертвых тел, бесконечные эксперименты с экстрактами и
бальзамами обещали многое: рациональная наука еще не встала на ноги, и
средневековые представления о магической силе разнообразных травяных
«коктейлей» и волшебных амулетов могли вскружить голову кому угодно.
Вскоре об оккультных опытах молодого послушника поползли по городку самые
невероятные слухи: поговаривали, что он занимается некромантией, владеет
тайнами бессмертия и философского камня; что он продал душу сатане и князь тьмы
сделал его своим слугой. К счастью, Джузеп- пе удалось покинуть монастырь
прежде, чем разразился скандал. Он бежал на север Италии, и там следы будущего
Великого Кофта затерялись.
Вновь Бальзамо объявился в 1773 году в Неаполе уже под именем графа Калиостро.
Он показывал заинтригованным вельможам рекомендательные письма рыцарей
Мальтийского ордена и утверждал, что якобы был посвящен ими в секреты масонских
обрядов розенкрейцеров и великие рыцари ордена святого Иоанна Иерусалимского
поведали ему тайные откровения символической философии. Именно благодаря этому
в Неаполе он был посвящен в высшие ранги герметического масонства и даже сам
учредил там ложу «египетского ритуала», назвав себя, отца-основателя этой ложи,
«князем истины». Правда, там же он провел несколько недель в тюрьме, и
неизвестно, было ли это связано с масонством.
Однако мы забегаем вперед, обходя вниманием одно из самых первых относительно
благоприятно завершившихся приключений Калиостро. Первым громким его «фокусом»,
зафиксированным в памяти человечества, считается ловкий обман некоего Марано из
Палермо. Это событие как раз и положило конец обучению юноши в монастыре и
вообще его палермской жизни.
Еще в Палермо Калиостро научился виртуозно подделывать чужие почерки. Начал он
с того, что за солидное вознаграждение талантливо подделал завещание в пользу
афериста маркиза Мориджи, а также ряд векселей, квитанций и т. д. Одновременно
Бальзамо уже понял, что мошенничество и жульничество — не самое достойное и
интересное занятие. Больше привлекала его возможность использовать' в своих
целях людские суеверие и глупость.
О талантах юноши прослышал ростовщик и золотых дел мастер из Палермо Марано.
Алчный и недоверчивый, Марано заинтересовался рассказами о молодом человеке,
который прославился на весь город тем, что изготавливал приворотные зелья,
исцелял, угадывал и предвидел. Марано сам приблизил к себе юношу и постарался
завоевать его расположение. Он долго «обхаживал» будущего Калиостро и, наконец,
выложил ему свое истинное желание — он хотел, чтобы Бальзамо указал ему место
захоронения сокровищ. Удивительно, но юноша сразу предложил ростовщику указать
ему богатейший клад в одной из многочисленных пещер, окружающих Палермо. В
ответ на недоумение Марано — почему же тогда Бальзамо сам им не воспользуется,
тот пояснил, что он не имеет права сам прикасаться к подобным кладам, так как
давно вступил в сговор с потусторонними силами, которые, займись он поисками
сам, лишат его чудодейственной силы. И именно поэтому Бальзамо может лишь
передать клад другому лицу, коим он и готов сделать ростовщика Марано —
разумеется, небезвозмездно.
Ростовщик был готов на любые условия. Впрочем, Бальзамо пояснил ему, что сам он
об этих условиях пока ничего не знает — их изложат самому Марано духи,
стерегущие клад в глубине пещеры. В назначенный день Бальзамо привел ростовщика
ко входу в пещеру. По его словам, во мраке пещеры должна находиться огромная
|
|