|
противоположное, а именно – древние ведические верования. Исходя из этой
предпосылки, вместо того чтобы отсчитывать человеческую историю тысячелетиями,
„Запрещенная археология» уверяет, что появление
Homo sapiens
относится к кайнозойской, а может быть, даже более ранним эрам».
В «L’Anthropologie» (1995. Vol. 99. № 1. P. 159) Марлен Пату-Матис пишет: «М.
Кремо и Р. Томпсон намеренно написали дерзкую книгу, которая поднимает проблему
влияния господствующих в данный период идей на ход научных исследований. Эти
идеи способны заставить исследователей строить свои анализы таким образом,
чтобы они соответствовали представлениям, принятым в научных кругах». Она
добавляет: «Разнообразие представленных в этой работе документов, главным
образом исторических и социологических, нежели научных, нельзя проигнорировать».
А в «British Journal for the History of Science» (1995. Vol. 28. Pp. 377–379)
Тим Муррей в своей рецензии на «Запрещенную археологию»отмечает: «У меня нет
сомнений, что некоторым читателям эта книга пригодится. Для исследователя
истории археологии она, безусловно, будет полезным сборником исследований по
истории и социологии научного знания, который способен стимулировать в
археологической среде дебаты об эпистемологии этой дисциплины» (P. 379). Далее
он характеризует «Запрещенную археологию» как книгу, «которая, наряду с другими
произведениями приверженцев креационизма и философии „нью-эйдж“, обращена к
людям, охладевшим к науке, – либо потому, что она стала непонятной, либо потому,
что уже не все могут найти в ней ответы на вопрос о смысле жизни». Муррей
признает, что ведические взгляды «Запрещенной археологии» способны повлиять на
ход развития археологии. Он пишет в своей рецензии, что «археология сейчас
претерпевает перемены, и археологи спорят о самих основополагающих концепциях
этой науки» (P. 379). И затем Муррей отмечает: «Будут ли Веды играть в этих
спорах какую-то роль, зависит от конкретного ученого».
Такая непредвзятость характерна для рецензий на «Запрещенную археологию»,
которые появились в уважаемых академических и научных журналах, если не считать
саркастических нападок Джонатана Маркса в «American Journal of Physical
Anthropology» (1994. Vol. 93. № 1. Pp. 140–141). Кроме него, призывы полностью
исключить изложенную в «Запрещенной археологии» концепцию из числа обсуждаемых
учеными тем, звучали только от представителей некоторых радикально настроенных
групп скептиков (чей скептицизм почему-то не распространяется на теорию
эволюции). Исходили они и от непримиримых противников теории сотворения мира,
объединившихся под крышей Национального центра США по научному образованию (по
замыслу создателей центра, это название, по-видимому, должно указывать на его в
действительности не существующую связь с правительством). К той же категории
относится и «разоблачительная» книга Майкла Брасса «The Antiquity of Man».
Виктор Сточковски в своей рецензии на «Запрещенную археологию» в журнале
«L’Homme» (1995. Vol. 35. Pp. 173–174) справедливо замечает: «Исследователи
истории науки без устали повторяют, что на смену библейской теории
происхождения мира в XIX веке пришла теория эволюции. Вместо того чтобы
признать этот простой факт, мы создали в своем воображении более сложную
реальность, которую многочисленные свидетельства о происхождении мира сегодня
ставят под сомнение» (P. 173). К этим свидетельствам Сточковски относит и
теорию библейских креационистов. «„Запрещенная археология“, – добавляет он, –
предоставляет нам еще одну теорию, посвященную Его Божественной Милости А. Ч.
Бхактиведанте Свами Прабхупаде и вдохновленную ведической философией, которую
изучают в американском Институте Бхактиведанты – одном из подразделений
Международного общества сознания Кришны».
Благосклонную оценку ведическим истокам «Запрещенной археологии» дал Хиллель
Шварц в «Journal of Unconventional History» (1994. Vol. 6. № 1. Pp. 68–76):
«Авторы полностью переворачивают устоявшиеся взгляды» (P. 75). «Они полагают,
что
Homo sapiens
постоянно сосуществовал с обезьяноподобными существами, которых
биологи-эволюционисты привыкли считать предками человека или источником
разветвления родов. Тем самым авторы подтверждают мнение ведических источников
о бесконечно далеких истоках человеческого рода». Он добавляет: «Несмотря на
содержащуюся в ней неприкрытую проповедь, книга заслуживает внимания за то, что
подчеркивает всегда существовавшее отличие человека от приматов» (P. 76). Он
правильно понял скрытый тезис этой книги о том, что «человечество – это не
продукт биохимической эксфолиации, а творение духа, о чем свидетельствует
древняя, совершенная, самодостаточная и неизменная мудрость ведических
учителей».
В своей книге «Origin of the Human Species» («Происхождение человека»)(2001),
опубликованной академическим издательством «Rodopi» в серии «Исследования
истории западной философии», Деннис Боннет, руководитель философского
факультета Ниагарского университета, отмечает: «Кремо и Томпсон не относятся ни
к числу материалистов-эволюционистов, ни к числу сторонников библейской теории
происхождения мира. Они открыто признают связь с Индией, являясь сотрудниками
Института Бхактиведанты. Следуя ведической литературе, они утверждают, что
человек существует на Земле с незапамятных времен, сотни миллионов лет. Из-за
этого многие критикуют „Запрещенную археологию“, заявляя, что система верований
авторов не позволяет им непредвзято подходить к обсуждаемой теме. Такие
|
|