|
том, что человек существовал и в глубокой древности, а также на обсуждение
ведической концепции происхождения человека. Эти доклады показали, что
приверженцы Дарвина в мире науки не достигли того успеха, о котором мечтали,
когда проводили границу между наукой и явлением, которое они по религиозным
соображениям называли «псевдонаукой», если пользоваться их излюбленной,
раздраженной терминологией. Лично я не признаю становящееся все более
неуместным разграничение, которое некоторые пытаются провести между научным и
религиозным путями познания. Я не считаю себя ни научным, ни религиозным
деятелем, а просто человеком, который готов использовать самые разные пути
познания, чтобы приблизиться к истине.
«Запрещенная археология» удостоилась многих откликов в профессиональных
журналах по археологии, антропологии и истории науки. Полный текст этих
откликов, а также писем на эту тему, я привел в своей книге «Влияние
„Запрещенной археологии“», которая, в свою очередь, тоже повлекла за собой
целый ряд академических отзывов. Например, Симон Локе пишет в «Public
Understanding of Science» (1999. Vol. 8. № 1. Pp. 68–69): «Социальный
конструктивизм, рефлексивность и все, что мы называем «постмодернизмом»,
вдохновили на многочисленные эксперименты, облаченные в новые литературные
формы, которые были призваны оживить степенный старый мир общепринятого
академического знания… Попытки запечатлеть социальный процесс обретения знания
и разглядеть в нем изрядное количество противоречий своевременны и достойны
того, чтобы называться смелыми. Такова и книга Майкла Кремо. Отзывы, которые
содержатся в этой книге, пришли на его предыдущую книгу „Запрещенная
археология“. Там, избегая создания своей собственной картины истории, Кремо
избирает гораздо более интересную стратегию, просто представляя лежащие в ее
основе многочисленные исходные материалы. В результате мы получаем многогранный
словесный калейдоскоп, в котором многочисленные истории о современной науке
завораживающим образом отражают и преломляют друг друга… Кремо предоставил нам
богатейшие материалы, которые будут ценны для тех, кто изучает человеческое
восприятие [науки]… Эту книгу также можно назвать ценным учебным пособием,
поскольку она является одним из наиболее полно документированных трудов о
«научных войнах» и поднимает широкий круг вопросов, связанных с методами
передачи знания, делая это в такой манере, которую в учебных заведениях
непременно назвали бы провокационной».
Позитивные или негативные отклики на «Запрещенную археологию» в академических
журналах не так важны, как сам факт, что такие отклики вообще появились. Они
представляют собой скрытую форму признания того, что ведическая критика
дарвинской теории эволюции человека, представленная в «Запрещенной археологии»,
является живой частью современной науки и образования. На эту тему высказался
Кеннет Федер в своем отзыве в «Geoarchaeology» (Pp. 337–338): «Книга
представляет собой нечто, доселе невиданное; это с чистой совестью и без
малейшей иронии можно назвать „кришнаитским креационизмом“… Данный труд,
несмотря на то, что его автор решительно настроен против теории эволюции, по
форме, содержанию и стилю превосходит обычную критику дарвинизма. В отличие от
привычных публикаций такого рода, здесь авторы используют древние источники и
изящный слог. Более того, сам стиль этой книги выше, чем обычный стиль
литературы по креационизму».
Йо Водак и Дэвид Олдройд опубликовали большую статью о «Запрещенной археологии»
в «Social Studies of Science» (1996. Vol. 26. Pp. 192–213), названную:
«Ведический креационизм: Дальнейший виток спора об эволюции». В этой статье они
задают следующий вопрос: «Итак, внесла ли „Запрещенная археология“ какой-либо
вклад в литературу по палеоантропологии?» И отвечают: «Наш ответ – твердое „да“,
и на это есть две причины. Первая – никогда прежде исторический материал не
был представлен так подробно. И вторая – эта книга поднимает основную проблему
науки, заключающуюся в том, что никто не уверен в „истинах“, которые она
провозглашает» (P. 207). Они также замечают: «Нужно признать, что „Запрещенная
археология“ поднимает множество интересных вопросов, которым историки уделяли
мало внимания. Авторы досконально изучили древние книги, что, несомненно,
вдохновляет и заставляет серьезно призадуматься и историков, и тех, кто изучает
социологию научного знания. В самом деле, авторам, похоже, удалось проникнуть в
ход истории так глубоко, как еще не проникал никто из известных нам писателей».
На первых страницах своей статьи Водак и Олдройд приводят подробную информацию
о Международном обществе сознания Кришны, членами которого являются авторы
«Запрещенной археологии» («современном варианте школы бхакти, которая
господствует в религиозной жизни индусов уже свыше полутора тысяч лет»), а
также об учении основателя этого движения, Бхактиведанты Свами Прабхупады
(«согласно Прабхупаде, наука не дает адекватного объяснения происхождения
Вселенной и жизни»), об Институте Бхактиведанты (они отмечают «смелость его
интеллектуальной программы») и о ведическом времяисчислении («частичное
разрушение мира, пралая, происходит каждые 4 миллиарда 32 миллиона лет, приводя
к катаклизмам, от которых могут исчезнуть целые виды живых существ»). Водак и
Олдройд также приводят множество ссылок на «Ригведу», «Веданту», Пураны и такие
понятия, как атма, йога и карма (Pp. 192–195).
Как и другие рецензенты, Водак и Олдройд проводят параллели между «Запрещенной
археологией» и работами христианских креационистов. «Как известно, – замечают
они (P. 192), – креационизм пытается показать, что человек возник не так давно
и что эмпирические исследования находятся в соответствии с историей
человечества, как она записана в Ветхом Завете. „Запрещенная археология»
представляет собой разновидность креационизма, имеющую в основе нечто прямо
|
|