|
личностные нападки несправедливы и необоснованны. Любой автор имеет личные
философские убеждения, которые могут свести на нет его объективность, хотя так
происходит далеко не всегда. „Запрещенная археология“ с ее историческими
свидетельствами и аргументацией обладает ценностью сама по себе, подвергая
социологической и эпистемологической критике современную палеоантропологию» (P.
130).
Как и ожидалось, христианские креационисты благосклонно восприняли «Запрещенную
археологию»
.
Питер Лайн, рецензировавший сокращенный вариант «Запрещенной археологии»в
«Creation Research Society Quarterly» (1995. Vol. 32. P. 46) сказал: «Эту книгу
следует прочесть всем, кто интересуется происхождением человека». Выразив свое
изумление тем, что книга эта продавалась в одной из самых крупных сетей
магазинов в Америке, Лайн говорит, что «теоретические взгляды этой книги берут
свое начало в ведической литературе Индии, утверждающей, что человек живет на
Земле уже очень и очень давно». Лайн замечает, что сам он не разделяет этих
взглядов: «Будучи креационистом, полагающим, что Земля существует не так давно,
я не могу принять шкалу отсчета эволюции, которую признают авторы. Однако, как
продемонстрировали нам авторы, даже если кто-то считает, что начало развития
Земли уходит в глубокое прошлое, все равно теория об эволюции человека
неприемлема». «Запрещенная археология»получила также позитивные отклики от
некоторых авторов из числа мусульман и коренных жителей Америки.
Интерес к ведическому взгляду на происхождение человека и желание услышать о
нем более подробно были постоянными темами в академических рецензиях на
«Запрещенную археологию»
.
Кеннет Федер писал в своем отзыве в «Geoarchaelogy»: «Авторы не скрывают, что
являются сотрудниками Института Бхактиведанты – одного из подразделений
Международного общества сознания Кришны, а сама книга посвящена его основателю
и их духовному учителю. Они делают разумное замечание о своей связи с этим
обществом: „То, что наши теоретические взгляды основаны на ведической
литературе, не должно принижать значение этой книги“. Достаточно честно, но в
чем заключаются их
теоретические взгляды
?» (Pp. 339–340).
«Деволюция человека» и есть мой систематический ответ на этот вопрос. В течение
нескольких лет, проведенных в подборе материала и написании «Деволюции
человека», я излагал свои доводы на всевозможных научных и академических
конференциях. В апреле 1996 года на конференции «Toward a Science of
Consciousness» (одной из самых крупных международных конференций по изучению
сознания, проводимой раз два года в университете Аризоны в Тусоне) я выступил с
докладом, озаглавленным «Город о девяти вратах: дуализм тела и ума из индийской
Бхагавата-пураны в виде тонкой аллегории». Частично этот доклад представлен в
седьмой главе «Деволюции человека». Также в апреле 1996 года в Институте
прогрессивных исследований при университете штата Кентукки на VII
Междисциплинарной конференции по науке и культуре я представил доклад под
названием «Альфред Рассел Уоллес и сверхъестественные силы: изучение новых
теорий редукционизма в свете альтернативной космологии». Этот доклад положен в
основу пятой главы «Деволюции человека». Затем в апреле 1998 года я представил
на конференции «Toward a Science of Consciousness» доклад «Известные ученые и
сверхъестественные явления». Материалы этого доклада содержатся в шестой главе
«Деволюции человека». В июле 2001 года на XXI Международном конгрессе по
истории науки, проходившем в Мехико, я представил доклад под названием
«Палеоботанические аномалии в формации Соляного хребта в Пакистане:
историческое обозрение неразрешенного научного спора». Третья глава «Деволюции
человека» основана на этом докладе.
Рассказав, как и зачем была написана эта книга, я теперь приведу краткий обзор
ее основных тем. В первой главе «Деволюции человека» рассказывается о том, что
многие естествоиспытатели и ученые готовы рассмотреть альтернативу западному
научному мировоззрению. Подобные взгляды больше не являются для них табу. В
журнале «American Anthropologist» (1994. Vol. 96. № 3) Кэтрин П. Эвинг говорит:
«Исключить возможность веры в иную реальность – значит заключить эту реальность
в капсулу и тем самым грубо навязать свой собственный взгляд на мир» (P. 572).
В «Journal of Consciousness Studies» (1994. Vol. 1. № 2) Уильям Барнард, говоря
о мировых традициях мудрости, встает на сторону «ученых, которые хотят и могут
подтвердить, что метафизические модели… этих духовных традиций могут с
достаточным на то основанием претендовать на то, чтобы называться истиной, и
ученых, которые понимают, что эти религиозные миры – не загнивающие останки,
которые можно препарировать и изучить на безопасном расстоянии, а живая,
подвижная совокупность знания и практики, способная изменить взгляды, которые
кажутся нам незыблемыми» (Pp. 257–258). Мне лишь остается обратиться к ученым с
просьбой именно так и относиться к ведической концепции происхождения человека,
описанной в данной книге.
Во второй главе я привожу обзор археологических доказательств из «Запрещенной
археологии», касающихся необычайной длительности существования человека на
Земле. Я обнаружил, что такие доказательства действительно существуют и что их
|
|