|
уносило. Травы и корни задевали его тело, и легкое прикосновение стеблей было
приятно. Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и
увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно
было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое
морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то
мешка, очевидно груди, – болтались спереди. Длинные спутанные волосы,
порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Тургенев
почувствовал дикий, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не
пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но
чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног.
Наконец, молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех
ног бросился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Странное существо
последовало за ним. Оно бежало так же быстро и по-прежнему повизгивало.
Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был
свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо коз. Он стал
хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек,
издавая крики боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в
зарослях».
Как выяснилось, пастушок уже и раньше встречал это существо. Он рассказал
барину, что это всего лишь местная юродивая, давно ушедшая жить в лес и
совершенно там одичавшая. Тургенев, впрочем, замечал, что от одичания не
вырастает шерсть по всему телу.
Встречался с реликтовым гоминидом и президент США Теодор Рузвельт. Он включил
эту историю, художественно обработав, в свою книгу «Охотник на диких зверей».
Действие рассказа происходит в Свекловичных горах, между штатами Айдахо и
Монтана. Оттуда, кстати, до сих пор поступают свидетельства о встречах с дикими
людьми.
В первой половине XIX века траппер (то есть охотник, ставящий капканы) Бауман и
его товарищ исследовали дикое ущелье. Их лагерь постоянно разоряло какое-то
громадное существо, передвигавшееся причем на двух, а не на четырех ногах.
Нападения происходили либо ночью, либо днем в отсутствие охотников, и потому
толком рассмотреть существо не удавалось. Однажды товарищ остался в лагере, и
Бауман, вернувшись, нашел его растерзанным. Следы, окружавшие тело, были
идентичны человеческим, но выглядели гораздо больше.
Весьма любопытная встреча с гоминидом в 1924 году ожидала лесоруба Альберта
Остмана. Он ночевал в спальном мешке в лесу под Ванкувером. Снежный человек
схватил его, прямо в мешке положил себе на плечо и понес. Шел он часа три и
принес Остмана в пещеру, где, кроме похитившего его гоминида, еще оказались его
жена и двое ребятишек. Есть лесоруба не стали, а приняли вполне гостеприимно:
предложили поесть еловых побегов, которыми снежные люди питались. Остман
отказался и неделю продержался на консервах из своего рюкзака, который снежный
человек предусмотрительно захватил с собой. Но вскоре Остман понял, в чем
причина такого гостеприимства: его готовили в мужья уже подросшей дочери главы
семейства. Представив брачную ночь, Остман решил рискнуть и подсыпал в еду
гостеприимным хозяевам нюхательного табака. Пока те полоскали рты, он со всех
ног рванул из пещеры. Многие годы он никому не рассказывал о своем приключении
и на вопросы, где пропадал целую неделю, просто отмалчивался. Но когда пошли
разговоры про снежных людей, язык у старика развязался.
Документально подтверждено, что в XIX веке в Абхазии в селе Тхина жила у людей
женщина Зана, похожая на снежного человека и имевшая от людей нескольких детей,
впоследствии нормально интегрировавшихся в человеческое общество. Вот как
описывали ее очевидцы: «Рыжеватая шерсть покрывала ее серовато-черную шкуру,
причем волосы на голове были длиннее, чем на всем теле. Она издавала
нечленораздельные выкрики, но обучиться речи так и не смогла. Ее крупное лицо с
выступающими скулами, сильно выдающейся челюстью, мощными надбровными дугами и
крупными белыми зубами отличалось свирепым выражением».
В 1964 году Борис Поршнев, автор книги о реликтовом гоминиде, встречался с
некоторыми внучками Заны. По его описанию, кожа этих внучек – звали их Чаликва
и Тая – была темной, негроидного типа, жевательные мышцы – сильно развитыми, а
челюсти – чрезвычайно мощными.
Поршневу даже удалось расспросить жителей деревни, которые, будучи детьми, в
1880-х годах присутствовали на похоронах Заны.
Русский зоолог К. А. Сатунин, который в 1899 году видел самку реликтового
гоминида в Талышских горах на юге Кавказа, обращает внимание на то, что
«движения существа были совершенно человеческими».
В 20-е годы XX века в Средней Азии были пойманы несколько диких людей,
заключены в тюрьму и после безуспешных допросов расстреляны как басмачи.
Известен рассказ надзирателя этой тюрьмы. Он наблюдал за двумя дикими людьми,
находящимися в камере. Один был молодой, здоровый, сильный, он никак не мог
смириться с несвободой и все время бушевал. Другой, старый, сидел спокойно. Они
ничего не ели, кроме сырого мяса. Когда кто-то из командиров увидел, что
надзиратель кормит этих заключенных только сырым мясом, он его пристыдил:
– Нельзя же так, все-таки люди…
По сведениям людей, участвовавших в борьбе с басмачами, там еще оставалось
около 50 подобных субъектов, которые вследствие своего «одичания» опасности для
населения Средней Азии и революции не представляли, а вылавливать их было очень
трудно.
Известно свидетельство подполковника медицинской службы Советской Армии B. C.
Карапетяна, который в 1941 году произвел осмотр живого дикого человека,
пойманного в Дагестане. Он описывал свою встречу с диким человеком так: «Вместе
|
|