|
[7]
. Причина этого, похоже, была прозаична: как писал в отчете о раскопках гробниц
в г. Ур Леонард Вулли, «шумерские цари были богаче Тутанхамона».
Крупнейшими городами времен Шумерского царства были, несомненно, Ур и Урук. За
прошедшие тысячелетия царские захоронения во многих городах были разграблены.
Очевидно, предвидя, что усыпальницы станут мишенью для искателей сокровищ,
шумеры устраивали их на большой глубине. К сожалению, погребальные помещения со
временем порой оказывались на уровне фунтовых вод, и большая часть захоронений
сравнительно быстро истлевала во влажной среде.
И все же, в Уре археологи обнаружили гробницы, в буквальном смысле напоминавшие
скорее дома, битком набитые сокровищами. Было найдено огромное множество
украшений из золота, сердолика (его привозили из Индии), лазурита и т. д. Рядом
с усопшими царственными особами находили и «свиту» — останки воинов с оружием,
музыкантов с инструментами, повозки, слуг и кубки, из которых они выпивали яд,
отправляясь вслед за своим владыкой. На рисунках 7, 8 и 9 показаны бесценные
находки, сделанные в таких захоронениях: золотой шлем, кинжал тонкой работы и
драгоценный головной убор царственной особы Вавилона.
Как удалось установить, изначально на территории Двуречья в Южной Месопотамии
проживали шумеры (рис. 10). К 3500 году до н. э. среднюю часть Двуречья заняли
аккадцы, а северную — хурриты
[8]
. Эта миграция носила тогда вполне мирный характер, и каких-либо кровопролитий
и войн в хрониках не зафиксировано. Однако впоследствии история Шумерского
царства развивалась драматично.
В середине III тысячелетия до н. э. начала активизироваться междоусобная борьба
правителей за власть. Так, в XXV–XXIV веках до н. э. правитель Лагаша покорил
города Ур и Урук. Временное возвышение то одного, то другого города нарушило
былую мощь единого царства. Захваты земель не прекращались вплоть до полного
военного поражения шумеров и их перехода под власть Аккадского царства в годы
правления Лугальзагеси. В период нашествия кутиев, захвативших Аккадское
царство в начале XXII века до н. э., Южная Месопотамия ненадолго объединилась.
Однако спустя примерно два столетия и это объединение в очередной раз распалось
под натиском амореев и эламитов. На месте Шумера и Аккада те основали свое,
Вавилонское, царство.
Глубоко впечатленные культурой и наукой Шумера, завоеватели заимствовали у
шумеров их язык, ставший жреческим и государственным, и часть научных и
религиозных концепций, включая пантеон богов. Заимствовали они и многочисленные
«легенды» (в том числе и положенные в основу некоторых известных из Библии
сюжетов, — например, о Ноевом ковчеге (подробнее см. гл. 16)). Шумеры в свою
очередь приняли аккадский язык.
Важно, что «Великий Администратор» царь Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.) не
хотел допустить исчезновения шумерского языка и организовал массовую кампанию
по спасению и записи шумерских эпосов и сказаний. Исследователи установили, что
за 2000 лет месопотамские тексты практически не изменились (степень
измененности не выше, чем в библейских текстах). Ассирийский царь Ашшурбанипал
также повелевал разыскивать и присылать ему таблички для его «библиотечного
собрания». При этом древние тексты переводились на современные ему языки и,
таким образом, постепенно становились культурным достоянием народов, населявших
Двуречье после шумеров [136, с. 58].
Кстати, многолетние археологические раскопки документально подтвердили
удивительный исторический факт: под мощным «шумерским» культурным слоем на
глубине 20 метров был обнаружен двухметровый пласт аллювиальной глины наносного
происхождения. Этот факт прекрасно стыкуется с библейскими описаниями потопа и
разверзшихся на много дней «хлябей земных и небесных». Как свидетельствует
клинопись, шумеры четко разделяли свою историю на две части: до потопа и после
потопа. Выходит, что именно на плодородном послепотопном «земном прахе» и
возродилась вновь, подобно фениксу, цивилизация государства Шумер. Кстати,
глина всегда была там основным строительным материалом; древесину же,
считавшуюся драгоценной, привозили с севера страны и даже из Индии.
Принято считать, что Библия, как собрание священных текстов, начала
формироваться во II–I тысячелетии до н. э. Наиболее аутентичные ее части
содержатся в многочисленных кумранских рукописях — свитках, найденных в
середине XX века в пещерах на берегу Мертвого моря. Два крупных архива
библейских первоисточников были обнаружены также в развалинах Угарита (ныне
Рас-Шамра), к югу от устья реки Оронта, и Эблы (Северная Сирия).
Самые древние части Ветхого завета датируют XIV веком до н. э. и соотносят с
|
|