|
исследований немецкий востоковед Г. Уин-клер, глава школы панвавилонистов,
сделал вывод о том, что вавилонский народ был исключительно одаренным и много
знающим и сумел каким-то образом повлиять даже на культуры Китая и Америки.
Вскоре крупнейший американский шумеролог Сэмюэль Крамер неопровержимо доказал,
что многие свои открытия, технологии и литературные сюжеты вавилоняне попросту
заимствовали у шумеров.
Поскольку упоминавшийся спор «Бибел унд Бабел», возникший при изучении
ассирийского эпоса о Гильгамеше, задевал интересы религии, изучать материалы о
Вавилонии начали и ученые-иезуиты. Они тщательно копировали и пытались
перевести бесчисленные глиняные таблички, хранившиеся в запасниках музеев.
Когда тексты удалось расшифровать, оказалось, что некоторые из них представляют
собой древние астрономические трактаты [90, с. 53]. Ученые-иезуиты Джозеф,
Иоганн Страссман и Франц Кюглер установили, что, по крайней мере, в 1800 году
до н. э. в Двуречье существовали строго упорядоченные и вполне соответствующие
современным списки небесных тел и созвездий. Стало также ясно, что, как и в XX
веке, шумеры и их преемники разделяли небесную сферу на три части («Пути»)
[5]
.
Особое значение имело открытие легендарного города Ур, который в Библии
упоминается как город Авраама (Быт. 11:31; 15:7). В 1919 году доктор Г. Р. Холл
произвел в Уре пробные раскопки для Британского музея. В 6 км севернее Ура он
обнаружил и частично раскопал холм Тель-эль-Обейд (Тель-аль-Убайид) и храм
первой династии. Продолжение работ в 1922 году инициировал Британский музей, и
дальше они выполнялись уже под руководством археолога Леонарда Вулли
(1880–1960) (рис. 5).
Раскопки длились 12 лет. Изученная толща земли охватывала период в целых пять
тысячелетий.
В 1946 году начались раскопки на месте г. Эриду, первого города шумеров, под
руководством археологов Фуада Сафара и Сетона Ллойда. За четыре сезона было
найдено множество захоронений и могил и 12 слоев с остатками храмов,
возводившихся на одном и том же месте начиная примерно с 5900 года до н. э.
[253, с. 45–48].
Изучением Месопотамии занимались специалисты многих стран — Англии, Франции,
Германии, США, Бельгии, Дании, Италии, Японии и Советского Союза. В
археологических исследованиях на территории Двуречья можно условно выделить 4
периода. Первый этап можно ограничить началом I Мировой войны и революцией в
России (1842— 1914–1917). За эти семь десятилетий была раскопана Ниневия,
Хорсабад (Дур-Шаррукин), Нимрод (Каллах), Теллох (Гирсу), Ниппур, Вавилон,
Ашшур, Ур, Урук, Богазкёй и ряд других городов. Главной целью этих исследований
были «музейные экспонаты».
Для второго этапа (1925 — начало 1970-х годов) стали в большей степени
характерны не «вертикальные», а «горизонтальные» исследования, детализация и
изучение ранее выделенных исторических эпох. Изучались взаимоотношения и
влияния «клинописных цивилизаций» друг на друга. К наиболее значимым раскопкам
этого периода можно отнести Тель-Харири (Мари), Тель-эль-Ашмар (Эшнунна),
Тель-Мардих (Эбла), Йорган-Тепе (Нузи) и Арслан-Таш (Хадату), а также некоторые
пограничные с Месопотамией города и поселения.
На третьем этапе (1950-е — начало 1990-х годов) изучалась, главным образом,
предыстория и протоистория Двуречья, то есть наиболее древние периоды развития
этого региона.
Четвертый этап связывал три вышеназванных и служил выявлению «горизонтальных»
связей между соседними поселениями, позволяя детализировать историю древних
государств, составлять карты и т. п. Разумеется, неизмеримо обогатившийся во
второй половине XX века методический и аппаратурный арсенал археологии
значительно расширил возможности исследователей.
Как часто бывает в науке, за первыми сенсационными находками последовали
десятилетия кропотливого труда трех поколений ученых. Невероятно, но факт: им,
в конце концов, удалось расшифровать шумерскую клинопись (рис. 6), окончательно
вышедшую из употребления еще в I веке, то есть оживить язык, который на
протяжении 19 веков оставался мертвым! Но, несмотря на уже сделанное ими,
сделать предстоит гораздо больше. По оценкам американского ассириолога Л.
Оппенхейма, известной можно считать лишь четвертую часть существовавших
шумерских литературных текстов [136, с. 69].
И все же полученные в результате многочисленных переводов сведения стали еще
большей сенсацией. Во-первых, исследование ассирийских текстов окончательно
утвердило уже бытовавшее до этого среди некоторых ученых мнение о том, что
вавилонско-ассирийская цивилизация возникла «на плечах» более древней,
шумерской. Развитие собственно шумерской цивилизации было прервано нашествиями
с запада воинственных семитских кочевых племен эламитов
[6]
и амореев
|
|