|
оно достигает зенита Небес» (гимн Ишкур/Иштар, говорящей о своем испускающем
лучи MU) трудно понять. Перевод другой надписи в храме Гудея — «Имя это
наполнит земли/ страны» не менее странен. Правильным был бы перевод — «Это MU
объемлет все земли от горизонта до горизонта». Порой, понимая, что MU и shem
подразумевают не имя, а некий непонятный предмет, востоковеды и вовсе поступали
с ними как с суффиксами или частью предложения, не требующей перевода.
Клиноформы, обозначавшие MU от ассирийских и вавилонских стилизаций до их
первоначального шумерского вида, образуют вот такой изобразительный ряд (рис.
56). То, что MU было летательным аппаратом богов, однозначно следует из
древних текстов, в частности — из гимна, посвященного Инанне/Иштар.
Она надевает Небесные одежды.
Она доблестно возносится к Небесам.
Она летает в своем MU
Над всеми населенными землями.
[Она] Госпожа, которая в своем MU
Весело взмывает в высь Небес [435, с. 142].
Эти вполне конкретные описания дополняются и изображениями таких «небесных
кораблей». В Библосе (библейском Гебале) на территории современного Ливана была
найдена монета с изображением Храма богини Иштар, датируемая I тысячелетием до
н. э., но «священная зона» неизменно перестраивалась и реконструировалась в
строгом соответствии с первоначальным планом сооружения.
Как видно на монете, конструкция вплотную примыкала к храму и включала в себя
нечто вроде наклонного (пламяотражающего?) щита (экрана). Видна также
коническая установка, основание которой находилось внутри ажурной ограды с
дополнительной внешней стеной, приподнятой над землей (рис. 57).
Профессор Генри Фрэнкфорт изучал вопрос заимствования технологии изготовления
печатей, а также изображенных на них сюжетов. В работе «Цилиндрические печати»
[358] он рассматривает находки с острова Крит, датируемые XIII веком до н. э.
На них совершенно ясно видно сигарообразное тело со снопом пламени сзади (рис.
58). Похожие установки, стоящие на вершине лестницы, изображены и на табличках,
найденных в древнем Ханаане (западнее Иерусалима). Этот предмет окружен
небесной символикой: зодиакальными созвездиями, Луной и Солнцем (рис. 59).
Хеттская глифика также изображала вертикально стоящие ракетоподобные устройства
на фоне звезд и божеств внутри сияющих камер (рис. 60 а, б).
В распоряжении музея Университета в Филадельфии имеются скульптуры,
изображающие небесные камеры в окружении 12 небесных тел (рис. 61). Внутренняя
форма камер — вытянутый овал; внутри них помещены боги. Эта символизация, судя
по всему, и положила начало традиции устанавливать в определенных местах
каменные столбы, внутри которых вырезали овальные камеры с фигурами богов. Со
временем земные правители, стремясь продемонстрировать свою божественность,
повелевали вырезать их собственные лики внутри стелообразных столбов (рис. 62).
Так они стремились увековечить свое «имя». Мы же в наше время и вовсе
воспринимаем стелы как нехитрые и довольно безвкусные памятные знаки. Заметим,
что ракетоподобными элементами богата и древняя архитектура Турции (рис. 63).
Думается, приведенные данные говорят о том, что стелы не имеют никакого
отношения к древним фаллическим символам, как полагают некоторые ученые.
У шумеров аналогичные стелы назывались NA-RU — «камни, которые возносятся» — на
аккадском, вавилонском и ассирийском «naru» означало «объекты, испускающие
свет». Амо-реи называли их «nuras» («огненные объекты»). На иврите «пег» до сих
пор означает «столбообразный предмет, излучающий свет» и, соответственно,
«свечу». На некоторых индоевропейских языках стелы назывались «hu-u-ashi»
(«огненная птица из камня»).
Более 100 лет назад Г. М. Редслоб указывал, что «shem» далеко не всегда
означало «имя». Он установил, что термины «shem» и «shamaim» (Небеса) произошли
от корня «shamah», имеющего значение «то, что находится высоко вверху» [422].
По утверждению Редслоба, Ветхий завет, говоря о том, что Царь Давид «создал
(построил) shem» в ознаменование победы над арамеями, имеет в виду не «создал
имя», а «воздвиг устремленный в небо монумент».
|
|