|
То же относится и к 11-й главе Книги Бытия, где говорится, что люди в земле
Сен-наар пытались «создать (построить) shem». К этим фрагментам мы еще вернемся
в главе 20; здесь отметим лишь, что неточная трактовка shem имела место и в
ветхозаветном тексте пророка Исайи [435, с. 145], напоминавшего народу Иудеи
обетование Господа: «И дарую Я им в Доме Моем и средь стен Рис. 62. Моих Yad и
shem».
Последнюю строку обычно переводят как «руку и имя». Но сохранившиеся в Святой
Земле древние памятники, называвшиеся Yad, имели пирамидо-образную вершину.
Shem, соответственно, имели скругленную вершину. И Yad, и shem в более позднее
время лишь символизировали идею небесной лодки, увозившую бога к его жилищу.
В Древнем Египте все повторялось в точности до мелочей. В храме Гелиополя
(Города Солнца) поклонялись конусообразному предмету, в котором боги якобы
сошли на Землю в незапамятные времена (рис. 64 а). В Шумере эту роль, вероятно,
играли странные «большеглазые идолы» («наблюдающие»), хорошо известные также на
Ближнем Востоке (рис. 64 б, в). Рис. 64.
Помимо упоминаний и изображений «летательных аппаратов» существует большое
количество крылатых существ. Учитывая, что среди «шемов» значились и уже
упоминавшиеся летающие «орлы» (см. главу 4), изображение людей-орлов кажется
вполне закономерным. В наши дни их называют пилотами. Их связь с Небесами
совершенно очевидна, поскольку они нередко показаны стоящими у Древа Жизни и у
shem (рис. 65 а, б). А, как известно, и то, и другое имело прямое отношение к
Небесам Ану. То, что люди-орлы не были мифическими животными, ясно из их внешне
антропоморфных черт и человеческого облика бога Уту/Шамаша, которому «орлы»
подчинялись и который был ответственным за некие «места посадки» (рис. 66).
Объяснить это можно следующим образом. Летательные аппараты с крыльями
(стабилизаторами), использовавшие, вероятно, реактивную тягу, и парящие в небе
крылатые орлы вполне могли казаться образно близкими с одной существенной
разницей: первые обожествлялись и составляли собирательный образ анунаков.
Ниппур был оснащен тем, что служило «связью Небес-Земли». Чаще всего
летательные устройства анунаков/нефилим назывались «небесными лодками
(барками)». В ряде месопотамских текстов используется термин Apkaliu,
происходящий от шумерского AB-GAL, первоначально переводимого как «Владыка,
указующий путь». Однако Густав Гутербок показал, что им обозначались «орлы» или
«птицы-люди», которые некогда «спустили с Небес Инанну», а также «вознесли ее в
храм E-ANNA» [367]. Любопытно, что иногда AB-GAL изображались как «рыбы-люди».
Один из текстов сообщает о том, что старший gallu уплыл куда-то на «утопающей
лодке». А Берос добавлял, что, хотя Оанн (один из «рыб-людей») и был похож на
рыбу, под «рыбьей головой» у него была человеческая голова, а «хвост» скрывал
под собой человеческие ноги. «Голос его и речь также были человеческими и
членораздельными», — пишет Берос [435, с. 287]. Подобные описания невольно
наталкивают на аналогии с подводными лодками и аквалангистами…
Типичным на браслете у «людей-птиц» и богов является 12-лепестковый орнамент
(рис. 67). На ассирийском рисунке Врат Ану изображено Солнце с 11 планетами.
Небесную Обитель изображает крылатый диск. У Врат стоят двое «людей-птиц» (см.
рис. 45). Неудивительно, что в связи с тем, что до 1780 года ученым было
достоверно известно лишь о существовании шести планет, а до 1930 года — восьми,
сама возможность трактовки шумерских текстов в космологическом смысле долгое
время не рассматривалась всерьез.
Более поздние письменные документы времен Моисея (XV век до н. э.) также
упоминают именно орлов. В Исходе Господь напоминает иудеям: «Я носил вас на
орлиных крыльях и принес вас к Себе» (Исх. 19:4). Анализируя сходство в
описаниях библейского Эла и Эла ханаанского, С. Лэнгдон в книге «Семитская
мифология» показал, что и того, и другого в текстах и на монетах изображали как
крылатого бога.
Среди иных ветхозаветных упоминаний можно отметить приветствие Воозом Руфи, в
котором он говорит: «Господа [Яхве], к Которому ты пришла, чтобы успокоиться
под Его крылами» (Руфь 2:12). Описывавшие схождение Господа с небес псалмисты
искали убежища в Его «тени крыл» (Пс. 16:8). По их же словам, Бог «воссел на
Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра» (Пс. 17:11). А пророк Исайя
говорит об уповающих на Господа, что они «поднимут крылья, как орлы» (Ис.
40:31). Из древней «Книги Еноха», почитавшейся почти всеми авторами Нового
завета, мы узнаем и такую подробность: «Колесница Шамаша была несома ветром»
[437, с. 175], что вполне может говорить о винтокрылом характере летательного
устройства.
Шамаш также даровал царям привилегию «летать на крыльях птиц» и подниматься «от
нижних небес до возвышенных». А после запуска в небеса «он простирался через
неизведанные дали в течение бесчисленных часов». Известно, что некий
«начальствующий в Тире» (Иез. 28:2,13–14), царь Соломон [279; 293] и некоторые
цари-патриархи летали на «орлах» и «небесных колесницах» (см. главу 20). Ветхий
|
|