|
не говоря уже о крупных каменных блоках.
Поразительная плотность каменной кладки древних зданий и монументов вызвала к
жизни не меньше теорий и досужих рассуждений. Айвен Уоткинс, преподающий
геофизику в Государственном университете Сенд-Клод в штате Миннесота, был не в
силах поверить, что строительные блоки инкских пирамид высекались и
обрабатывались с помощью грубых каменных орудий, и предложил свою оригинальную
теорию. В соответствии с этой теорией инкские строители пользовались солнечной
энергией, сфокусированной до лазерной мощности посредством больших
параболических зеркал, для разрезания и обтесывания камней. Уоткинс признал,
что никаких сведений об этой необыкновенной технологии не сохранилось, но, по
его мнению, тайна «огненных зеркал» умерла вместе с последним инкским
правителем. В 1996 году компания Би-би-си предоставила Уоткинсу возможность
публично испытать свою теорию на практике во время съемок более традиционного
эксперимента по воспроизведению инкской техники каменной кладки. Надев защитные
очки и асбестовые рукавицы, Уоткинс попытался расколоть камень с помощью
энергии солнца и потерпел прискорбную неудачу: он не смог оставить хотя бы
отметину на поверхности камня. Наилучший результат, которого ему удалось
достичь, - поджечь деревянную палочку от леденца с помощью параболического
зеркала. Другая команда строителей показала гораздо лучший результат. С помощью
каменных молотов, веревок и деревянных рычагов они обтесали и уложили несколько
камней в своеобразном стиле, похожем на каменную кладку в Куско и Саксайуамане.
Теперь они могли с уверенностью утверждать, что если набраться опыта, то можно
получить результаты не хуже, чем у инкских строителей.
Тайна строительства великих монументов Древнего мира скрывается в массовом
использовании дешевой рабочей силы. В XVI веке испанский конкистадор Педро де
Сьеза де Леон записал количество инкских рабочих, собранных для строительства
крепости Саксайуаман, которая еще не была закончена во времена испанцев:
«4000 индейцев вырубали камни и обтесывали их; еще 6000 перетаскивали их с
помощью толстых канатов, сплетенных из кожи и пеньки. Другие рыли канавы и
закладывали фундамент или рубили деревья и тесали брусья для стропил».
В других испанских источниках того времени говорится, что император инков для
выполнения своих архитектурных проектов назначал четырех главных каменщиков,
под началом которых находилось до тридцати тысяч работников.
Так же нет большой тайны и в том, как древние египтяне перемещали и воздвигали
свои гигантские обелиски, статуи и колонны храмов. На росписи в одной
египетской гробнице изображены 172 человека, которые тащат огромную статую
вельможи на больших деревянных санях. Эта статуя - ее вес оценивается в 60 тонн
- была сравнительно небольшой по египетским стандартам. Самыми большими из
сохранившихся каменных скульптур Древнего мира считаются два «Мемнонских
колосса», воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III около 1375 года до н. э. на
Фиванской равнине. Каждая из этих фигур весит примерно 1000 тонн.
В то время как древние египтяне, судя по всему, обходились простыми санями,
канатами, блоками и рычагами, римляне облегчили себе работу изобретением
подъемных кранов. Краны широко использовались при проведении общественных работ,
таких, как строительство храма Юпитера-Гелиополиса в Баальбеке (Ливан),
которое завершилось около 60 года н. э. при императоре Нероне. В основании
храма заложены плиты длиной более 30 футов и весом около 350 тонн. При
строительстве самого храма было использовано три каменных блока длиной около 60
футов, высотой 14 и шириной 12 футов, самый крупный из которых весит 970 тонн.
Если есть какие-либо сомнения, что каменные блоки такого размера можно
передвигать без помощи сверхъестественных сил или инопланетян, можно обратиться
к более современной истории. Самым наглядным примером служит Россия, где во
времена царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) колоссальный каменный
блок весом 1250 тонн был перевезен в Санкт-Петербург на деревянных санях на
расстояние в несколько десятков миль. Этот камень стал основанием для конной
статуи, Петра Великого.
Мы не утверждаем, что теперь нам известны все секреты древних каменщиков.
Постоянная работа в области экспериментальной археологии шаг за шагом
раскрывает, каким образом каждая культура строила свои великие монументы.
Нельзя отмахнуться от того факта, что современная западная цивилизация далеко
не так хорошо владеет секретами каменной кладки, как строители далекого
прошлого, но в этом нет ничего удивительного. У Древних не было того огромного
количества разных материалов, от стали до пластика, которое мы сейчас имеем в
своем распоряжении для изготовления строительных компонентов и орудий. Главным
строительным материалом того времени был камень, и древние достигли величайших
высот в его обработке, которые, возможно, останутся непревзойденными.
Кремень, любимый материал древнего изготовителя орудий, можно было превращать в
тяжелые топоры для рубки деревьев, в наконечники стрел для охоты и даже в
лезвия, достаточно острые для бритья. Пытаясь лучше понять возможности
применения подобных орудий, археологи в 1960-е годы начали воспроизводить их
копии. После первых неуклюжих попыток выяснилось, что каменные орудия, которые,
на первый взгляд, казались грубыми и примитивными, на самом деле были крайне
изощренными, а процесс их изготовления требовал большого мастерства. Нужно было
много узнать о свойствах кремня, а затем оттачивать свое умение в течение
нескольких лет, чтобы научиться делать кремневые орудия такого же качества, как
в каменном веке.
|
|