|
Даже если исключить идею о посторонней помощи для объяснения архитектурных
чудес Древнего мира, у нас нет недостатка в теориях о том, как они были
построены. Авторы Ряда книг так долго на все лады рассуждали о невозможности
строительства египетских пирамид даже с помощью современной техники, что сейчас
большинство людей верит этому. Широко распространилось убеждение, будто древние
обладали технологическими секретами, ныне давно забытыми.
Идея о применении неких тайных, эзотерических знаний восходит к легендам о
Мерлине, «строителе Стоунхенджа». На одной средневековой картине изображен
Мерлин, превратившийся в великана силой своего волшебства и построивший
Стоунхендж голыми руками. Но Гальфрид Монмутский упоминает о превосходных
технических средствах, использованных Мерлином: посмеявшись над усилиями
соперников, пытавшихся перенести Стоунхендж из его первоначального
местоположения в Ирландии, Мерлин с помощью своего необыкновенного снаряжения
«разобрал камни с такой легкостью, что в это невозможно поверить». Затем он без
труда воздвиг монумент в Англии, «доказав, что его мастерство стоит гораздо
больше, чем грубая сила».
Поиски секрета Мерлина занимали умы исследователей в более позднее время. В
первой половине XX века Эдуард Лидскалнен, один из наиболее эксцентричных
изобретателей нашего времени, объявил о своем открытии утерянных секретов
древнего искусства обработки и передвижения камней, применявшихся во время
сооружения пирамид и Стоунхенджа.
Лидскалнен эмигрировал из своей родной Латвии в 1920-х годах; невеста бросила
его перед самым днем свадьбы. Несколько лет он перебивался случайными
заработками по всей Америке и в конце концов осел на южном побережье Флориды.
Здесь он приступил к осуществлению своего фантасмагорического плана и
собственноручно выстроил дом из местной породы - очень плотной разновидности
кораллового известняка - с деревянными вставками, служившими скорее для
украшения, чем для опоры конструкции. Работая втайне, за восьмифутовой каменной
стеной, которой он окружил свой участок, Лидскалнен создал собственную «Страну
Чудес», высеченную из камня. Пользуясь орудиями, сделанными из камня и
металлолома, он перемещал каменные блоки весом до 30 тонн (больше, чем средний
вес камней-сарсенов в Стоунхендже). Он воздвиг 20-футовый обелиск, установил
реперы для астрономических наблюдений, выложил грот с изображением истории о
Златовласке и трех медведях, вырубил огромный каменный стол с очертаниями штата
Флорида, окруженный каменными креслами-качалками, и обустроил изысканный будуар
с двумя резными каменными кроватями, колыбелью и маленькими кроватками для
детей - на тот случай, если его возлюбленная когда-нибудь передумает и вернется
к нему. Все это и многое другое, общим весом более 1100 тонн, было тщательно
высечено и вырезано из кораллового известняка. Но главной
достопримечательностью была входная дверь архитектурного комплекса:
девятитонный блок с идеально уравновешенным центром тяжести, поворачивавшийся
на шарнирах от легчайшего прикосновения.
После многих лет уединенного существования Лидскалнен решил сменить место
жительства. Он выбрал участок неподалеку от федеральной автострады, проходившей
к югу от Майами, взял напрокат тягач и, работая главным образом по ночам,
разобрал, перевез и снова собрал свое творение на новом месте, ныне известном
под названием «Коралловый Замок», которое стало центром маленькой туристической
индустрии. В 1951 году Лидскалнен умер, и его секреты сгинули вместе с ним. Как
ему удалось совершить все эти удивительные подвиги каменного зодчества без
посторонней помощи, до сих пор остается загадкой. Лидскалнен был человеком
хрупкого телосложения; он весил меньше 50 килограммов, а его рост не превышал
160 сантиметров. Его соседей многократно расспрашивали репортеры из газет и с
телевидения, но практически никто не видел Лидскалнена за работой. Попытки
подглядеть за ним не имели успеха; казалось, у него было особое чутье на
шпионов.
Естественно, вокруг него циркулировали разные слухи. Вот один из наиболее
абсурдных: Лидскалнен «заколдовывал» камни с помощью напевных заклинаний и
каким-то образом Делал их легче. Более разумно звучит предположение, что у него
был особый агрегат из цепей и блоков, работавший от мотора, снятого со старого
фордовского автомобиля. Но даже в этом случае кажется невероятным, что он один
смог проделать такую громадную работу. Автомобильный мотор мог дать лишь
эквивалент дополнительной рабочей силы.
Лидскалнен не оставил никаких намеков на секреты своей работы, если не считать
утверждения, что он заново открыл древние методы работы с рычагами и
балансировки. Он также написал ряд статей об огромном значении силы земного
магнетизма. Они почти лишены смысла (с точки зрения современной физики), но
естественным образом породили массу спекуляций о том, что ему удалось изобрести
некий метод «магнитной антигравитации». В 1960-е годы, когда наступил золотой
век альтернативной археологии, термины «левитация» и «антигравитация» часто
привлекались для объяснения подъема и укладки огромных каменных блоков
доисторическими строителями. В многочисленных книгах и статьях сообщалось о
неизвестных видах энергии, локализованных на отдельных участках земной
поверхности (см. «Вступление» к разделу «Земные узоры»), с помощью которых
древние могли поднимать в воздух и перемещать строительные блоки. Другие
предполагали, что левитация осуществлялась с помощью звука. (Акустическая
левитация в принципе возможна, если пользоваться достаточно мощными динамиками
и достаточно легкими объектами - например, гусиным пухом.) Но несмотря на все
рассуждения, никто так и не выполнил ни одного эксперимента, демонстрирующего,
что с помощью любого из предложенных методов можно перемещать хотя бы кирпичи,
|
|