|
нуждались в помощи специалистов из других миров.
Инопланетяне фон Дэникена становятся тем более неуловимыми, чем тщательнее мы
изучаем археологические данные. При знакомстве с его работой создается
впечатление, будто неевропейские народы просто не умели сооружать собственные
монументы. Профессор Кен Федер, археолог из Центрального университета штата
Коннектикут, проанализировал географию примеров из книги фон Дэникена
«Колесницы богов» и обнаружил, что из 51 примера «внеземной деятельности» лишь
два относятся к территории Европы. Впоследствии фон Дэникен описывал некоторые
доисторические монументы в Европе, но акцент в его книге все равно делается на
то, что все остальные народы, кроме европейцев, нуждались в посторонней помощи.
Поэтому его версия о древних астронавтах на самом деле представляет собой
разновидность расизма, спроецированного на события далекого прошлого.
К сожалению, некоторые археологи и антропологи сами иногда грешат подобной
логикой. По какой-то причине доисторические архитектурные чудеса вызвали к
жизни худшие проявления «диффузионизма» - школы мысли, основной принцип которой
гласит, что самостоятельные или независимые изобретения маловероятны (или
вообще невозможны), и что культура всегда переносится из одного места в другое
либо мирными, либо насильственными средствами. Такой тип мышления впервые
проявился в работах шотландского знатока древностей Джеймса Фергюсона. В 1872
году он опубликовал результаты своих исследований в книге «Монументы из
необработанного камня в разных странах», где были описаны мегалитические
сооружения в Европе, северной Африке, западной Азии и на Среднем Востоке.
Фергюсон пришел к выводу, что мегалитическое строительство зародилось в Индии,
откуда оно распространилось по всему миру. Поскольку он изобрел собственную
маловероятную схему датировки британских мегалитов, считая, что они были
построены в эпоху короля Артура, после ухода римлян в 410 году н. э. (см.
«Король Артур» в разделе «Легендарная история»), его теория была встречена с
неодобрением и не получила дальнейшего развития. Уже тогда становилось ясно,
что европейские мегалиты имеют по меньшей мере более раннее происхождение, чем
памятники римской архитектуры.
Впоследствии мегалитические сооружения были обнаружены в Восточной Азии, на
островах Тихого океана и в обеих Америках. Могла ли существовать какая-то связь
между монументами, разбросанными по всему свету, и если да, то где находился
центр, откуда распространялось мегалитическое строительство? В 1880-е годы
археологи, потрясенные открытиями, сделанными в Египте, большей частью считали,
что влияние египетской и ближневосточной культуры «цивилизовало» доисторическую
Европу.
Отсюда уже было недалеко до предположения, что Египет послужил источником
вдохновения для мегалитических строителей не только в Европе, но и во всем мире.
Таких взглядов придерживался рьяный сторонник школы диффузионизма Графтон
Эллиот Смит и его ученик У. Дж. Перри. Эллиот Смит был блестящим врачом,
профессором анатомии в Каире и Манчестере, а также ведущим специалистом в
исследовании мумий и мумификации; Перри читал лекции по культурной антропологии
в Лондонском университете.
Эллиот Смит был убежден в том, что древние методики бальзамирования,
отличавшиеся значительной сложностью, не могли быть изобретены одновременно в
двух разных местах. Поэтому везде, где существовала практика мумификации,
египетское влияние считалось доказанным, даже если речь шла о далеком Перу
(теперь известно, что мумификация там зародилась значительно раньше, чем в
Древнем Египте). Перри довел работу Смита до ее логического завершения в серии
книг под общим названием «Дети Солнца», опубликованных в 1920-х годах. Торговцы
и путешественники из Египта додинастической эпохи (IV тысячелетие до н. э.)
плавали по всему свету. Они основывали колонии, распространяли цивилизацию и
несли туземным народам культуру, построенную на трех основных элементах: культе
Солнца, мумификации и, разумеется, мегалитическом строительстве. То
обстоятельство, что курганные гробницы и каменные круги доисторической Европы
не имеют ни малейшего сходства с египетскими храмами и пирамидами, ничуть не
смущало Эллиота Смита и Перри, чьи идеи становились все более фантастичными с
каждой новой публикацией. Эллиот Смит всерьез полагал, что основным движущим
мотивом египетских мореплавателей, странствовавших по всему свету, были поиски
«эликсира жизни».
В оправдание Эллиота Смита и Перри можно сказать, что в то время практически
все остальные археологи верили в ведущую роль Египта и Ближнего Востока в
распространении каменного зодчества в Европе через микенскую цивилизацию
бронзового века и доисторическую культуру, существовавшую на острове Мальта.
Все изменилось лишь с изобретением радиоуглеродного анализа в 1952 году.
Радиоуглеродные датировки (особенно при коррекции методом подсчета годовых
древесных колец) показали ошибочность большинства аргументов, используемых
поборниками диффузионизма. Датировки для европейских культур периода неолита
(поздний каменный век) и раннего бронзового века, создавших огромные курганные
гробницы, дольмены и каменные круги, были отодвинуты на целую тысячу лет назад.
Рассуждения о том, будто Стоунхендж был построен микенскими аристократами или
египетскими жрецами в изгнании, перешли из области науки в область ненаучной
фантастики. Архитектурные сооружения доисторических строителей на территории
современной Европы никак не связаны с Египтом и Ближним Востоком.
Наиболее современные радиоуглеродные датировки показывают, что древнейшими
мегалитическими сооружениями являются гробницы в Бретани (северо-западная
Франция) и на Атлантическом побережье Испании и Португалии, построенные около
4700 г. до н. э. Они появились на две тысячи лет раньше первых египетских
пирамид. Хотя стало совершенно ясно, что развитие доисторической каменной
|
|