Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Загадочное и Непознанное :: Тайны Древних Цивилизаций :: Ник Торп Питер Джеймс - Тайны древних цивилизаций
<<-[Весь Текст]
Страница: из 262
 <<-
 
резкие рывки. Билл Райан и Уолт Питман, специалисты по морской геологии из 
лаборатории Ламонт-Догерти в Нью-Йорке, предположили, что катастрофический 
эпизод, произошедший примерно за 7000 лет до н. э., совершенно преобразил вид 
Черного моря. По их мнению, в ледниковую эпоху уровень Мирового океана был 
таким низким, что Черное море, окруженное Балканами, южной Россией и Турцией, 
напоминало гигантское пресноводное озеро, не связанное с соленым Средиземным 
морем. Эти два моря были разделены перешейком из осадочных пород в том месте, 
где сейчас находится Босфорский пролив. Райан и Питман полагают, что, по мере 
того как поднимался уровень Средиземного моря, давление воды на тонкий перешеек 
достигло критической величины, и соленые воды Средиземного моря прорвались 
внутрь около 7000 лет до н. э. После этого внезапного катаклизма все побережье 
Черного моря оказалось заболоченным, а его обитателям пришлось искать себе 
другое место для жилья. Если некоторые из них откочевали на юг, в Месопотамию, 
то у них могли сохраниться воспоминания об этой катастрофе в виде легенды о 
Великом Потопе.
Новая теория Райана и Питмана имеет много положительных сторон. И в библейской, 
и в вавилонской традиции местом убежища для выживших после Великого Потопа 
служат горы на дальнем севере Месопотамии (Арарат) - скалистое нагорье, 
расположенное немного к югу от побережья Черного моря. Но несмотря на 
увлекательность, их теория не решает проблему в целом; то есть она не объясняет,
 почему во всем мире существует так много легенд о Великом Потопе (только в 
Африке они встречаются крайне редко).
Одно из обстоятельств, побудивших Джона Брайта отказаться от старой, 
«месопотамской», теории, заключалось в том, что у коренных американцев имелись 
легенды о Потопе, поразительно похожие на библейские и шумерские мифы. С его 
точки зрения, легенда о Потопе сохранялась в устных преданиях с тех пор, как 
предки индейских племен пересекали Берингов пролив, отделявший Азию от Нового 
Света. Это великое переселение произошло по меньшей мере за 10 000 лет до нашей 
эры, а возможно и еще раньше (см. «Первые американцы» в разделе 
«Путешественники и открытия»). Сдвиг датировки Всемирного Потопа на несколько 
тысяч лет назад вызывает обоснованные сомнения, однако странным образом 
приводит нас к тому периоду, когда Земля действительно была охвачена 
широкомасштабным наводнением. Быстрое таяние ледниковых шапок и резкий подъем 
уровня моря в конце ледниковой эпохи (примерно 9000 лет до нашей эры) могли 
вдохновить легенды о Всемирном Потопе.
Однако обилие сходных деталей в легендах Старого и Нового Света лишь осложняет 
дело. Многие одинаковые элементы истории - например герой, построивший ковчег, 
на котором он спасается вместе со своей семьей и животными, - можно объяснить 
сходством мышления. Если два народа верили в то, что весь мир некогда подвергся 
опустошительному наводнению, они могли прийти к выводу, что выжившие были 
спасены благодаря строительству огромного судна. Гораздо труднее объяснить 
любопытные черты сходства в мелочах. Как известно, вскоре после окончания 
потопа Ной насадил виноградник, сделал вино и как следует напился (Бытие, 9.20 
- 21). Майя Центральной Америки верили, что «четыреста сынов», переживших потоп 
(они превратились в рыб), наварили пульке и так напились, что воспарили на 
небеса, превратившись в звезды рассеянного скопления Плеяд.
Как ни странно, Плеяды снова появляются в талмудической традиции иудаизма: в 
одном средневековом раввинском тексте утверждается, что Потоп произошел, когда 
Бог удалил две звезды из Плеяд и образовались дыры, через которые хлынули воды, 
текущие за небесной твердью. Логично предположить, что упоминание о Плеядах в 
легендах о Потопе Старого и Нового Света имеет под собой реальное 
астрономическое основание - к примеру, если наводнение в обоих случаях было 
вызвано кометой или метеоритом, который, при наблюдении с Земли, приближался к 
ней со стороны Плеяд. Однако никакая теория не может объяснить, почему 
мифические герои, пережившие библейское и центральноамериканское наводнение, 
ассоциировались с употреблением алкогольных напитков. Одно из возможных 
объяснений - распространение легенд в результате контактов между жителями 
Старого и Нового Света задолго до Колумба - выглядит маловероятным из-за 
отсутствия убедительных доказательств подобных контактов (см. «Вступление» в 
разделе «Путешественники и открытия»). Или эти легенды пришли на землю Америки 
вместе с предками индейцев во времена великого переселения? Но в таком случае 
миграция должна была предшествовать окончанию ледниковой эпохи, и у нас снова 
нет такого природного события, которое могло бы правдоподобно объяснить 
происхождение легенд.
В настоящее время загадка истории о всемирном потопе остается неразгаданной 
даже с позиций катастрофизма. Однако в других отношениях катастрофизм 
продолжает успешно развиваться. Клаб и Нейпер объединились с другими 
британскими астрономами и учеными, основав новую школу мысли, известную как 
«логический катастрофизм», которая гармонично объединяет огромный массив данных,
 от гибели динозавров до таинственного взрыва над Подкаменной Тунгуской в 1908 
году (см. «День, когда остановилось солнце?» в разделе «Глядя в небо»).
Новая школа катастрофизма заметно отличается от всех прежних подходов. Она 
имеет дело только с силами и физическими объектами, которые поддаются 
определению - метеоритами, астероидами и фрагментами кометного вещества. Она не 
испытывает потребности в реорганизации Солнечной системы, наподобие той, 
которая была предложена в смелой модели планетарного катастрофизма, 
предложенной Иммануилом Великовским в 1950-х годах. И хотя она предусматривает 
возможность того, что целые цивилизации (например, как та, что процветала в 
некогда зеленой Сахаре) могут быть уничтожены катастрофами, идея о гибели целых 
континентов более не считается актуальной. Даже самые смелые авторы в наши дни 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 262
 <<-