|
упал, что привело к завершению эпохи строителей великих пирамид (см. «Как были
построены пирамиды?» в разделе «Чудеса архитектуры»).
К западу от Египта последствия были еще более тяжелыми. Хотя об этом еще мало
известно, регион Сахары в северной Африке некогда служил домом для людей,
которые в течение тысячелетий пасли скот и выращивали урожаи в условиях
сравнительно мягкого климата, с обилием зеленой растительности. Мы знаем об
этих людях в основном по уникальным росписям, которые они оставили на стенах
пещер. Наиболее ярким примером наскальной живописи являются фрески Тассили (800
миль к югу от Алжира), случайно обнаруженные французским солдатом в 1933 году.
В тех местах, где сейчас с трудом могут выжить отдельные виды растений и
насекомых, сохранились сотни картин, изображающих слонов, гиппопотамов,
носорогов, страусов, жирафов, антилоп, домашний скот и людей, занимающихся
работой, охотой и исполнением религиозных обрядов - молчаливые свидетели
безвозвратно ушедшего мира. Около 2300 г. до н. э. разразилась катастрофа. Реки
и озера высохли, и вместе с их исчезновением наступил закат древней культуры,
оставившей замечательные образцы наскальной живописи. Пустыня Сахара в том виде,
как мы ее знаем, образовалась в основном после этого события.
Причины внешнего порядка - такие, как падение метеоритов, - могут объяснить
землетрясения и изменения климата в конце раннего периода бронзового века. Это
означает, что нам пора по-новому взглянуть на древние легенды о небесных
катаклизмах, например на библейские сказания. Есть ли, в конце концов, хотя бы
крупица истины в многократно осмеянной ветхозаветной истории о погибших городах
Содоме и Гоморре?
И как быть с самой распространенной «легендой катастроф» - всемирной историей о
Великом Потопе? Эта история по-прежнему остается одной из самых запутанных
загадок нашего далекого прошлого. Лишь убежденные христиане принимают рассказ о
Великом Потопе буквально, в том смысле, что весь мир затоплен небывалым
наводнением, в котором удалось выжить только Ною и его семье. Несмотря на
усилия креационистов, они так и не смогли прийти к единой модели, объясняющей
существование земных слоев с учетом Всемирного Потопа, не говоря уже о теории,
способной убедить светских ученых.
Атлантологи, разумеется, пытались объяснить происхождение Потопа легендами о
погружении Атлантиды. Выжившие атланты расселились по разным материкам, унося с
собой сходные версии одного и того же события. Но эта теория правдоподобна лишь
в том случае, если мы принимаем на веру существование Атлантиды.
Одно из объяснений легенд о Потопе - по крайней мере, на территории
современного Ближнего Востока - выросло из реального, но небольшого по масштабу
катаклизма в южной Месопотамии. В 1928 году британский археолог сэр Леонард
Вулли занимался раскопками шумерского города Ур. Под культурным слоем поселения,
датированного XXXV в. до н. э., он наткнулся на толстый слой «чистой илистой
глины». Озадаченный, он продолжал раскопки и восемью футами ниже снова
обнаружил кремневые орудия и керамику - остатки более ранней фазы развития
города, до илистых отложений. Общие подозрения по поводу таинственного
осадочного слоя высказала жена Вулли: «Конечно же, это следы Великого Потопа!»
Было достаточно легко прийти к выводу, что большое наводнение, случившееся в
южной Месопотамии, породило разные, но взаимосвязанные версии историй о Потопе,
существовавшие в странах Ближнего Востока и восточного Средиземноморья.
Некоторые детали изменялись - например, имя героя, пережившего Потоп. В
Месопотамии его называли Утнапиштимом. Древние евреи называли его Ноем, а
древние греки вспоминали Потоп Девкалиона.
«Уровень наводнения», открытый в Уре Леонардом Вулли, до сих пор часто
цитируется в научно-популярных трудах, как если бы загадка была полностью
разрешена. Однако дела обстоят не так просто. Осадочные отложения, открытые
Вулли, не имеют важного значения, так как наводнение не вызвало настоящего
перерыва в развитии культуры города Ур. Оно охватило лишь небольшую территорию,
поскольку илистый слой не был обнаружен при раскопках других древних поселений,
даже в Убейде, всего лишь в двадцати милях от Ура.
В других местах тоже сохранились свидетельства древних «потопов». К примеру,
еще один британский археолог, сэр Макс Маллоуэн (муж Агаты Кристи), обнаружил
несколько более поздний осадочный слой при раскопках другого шумерского города,
Киша. Пытаясь связать его с легендой о Всемирном Потопе, он столкнулся с такими
же проблемами, как и Вулли: наводнение было строго локализованным и не таким уж
катастрофическим. Фактически, следы наводнений часто встречаются при раскопках
поселений в Месопотамии. Тигр и Евфрат, реки-близнецы, вокруг которых выросла
месопотамская цивилизация, были не только благословением, но и постоянной
угрозой для обитателей Междуречья. В сохранившихся исторических документах
встречается много упоминаний о сильных наводнениях. Однако во многом так же,
как современные люди, живущие в «поясе торнадо» (штаты Техас, Оклахома, Канзас
и Небраска), жители древней Месопотамии, по-видимому, привыкли к регулярным
катаклизмам и относились к ним спокойно. Трудно поверить, что наводнение
местного масштаба могло привести к созданию мифа о Всемирном Потопе.
Разуверившись в «месопотамской теории», исследователь Библии Джон Брайт в 1942
году выдвинул предположение, что легенда о Потопе возникла гораздо раньше и,
возможно, является отголоском реальной катастрофы огромных масштабов, «имевшей
место еще в каменном веке».
Совсем недавно двумя американскими геологами была предложена новая
увлекательная теория, где проблема рассматривается с неожиданной стороны.
Начиная с конца последней ледниковой эпохи уровень Мирового океана неуклонно
повышается; обычно этот процесс происходит постепенно, но иногда случаются
|
|