|
в 36 году от Р.Х. в возрасте сорока восьми лет.
Согласно этой теории Иисус Христос родился в 12 году до Р. X. Коккинос
продемонстрировал, что датировка «8 год до Р. X.», принимаемая большинством
ученых как наиболее ранняя из возможных, покоится на очень зыбком основании. У
нас веские доказательства того, что римская перепись населения происходила
именно в этом году. Наиболее ранняя достоверно известная римская перепись
населения Иудеи произошла в б году от Р.Х., слишком поздно для Рождества по
любым меркам. Гораздо более вероятно, что Мария и Иосиф отправились в Вифлеем в
12 году до Р.Х., чтобы принять участие в местной переписи населения,
организованной царем Иродом. Если Коккинос прав в своем предположении, то мы
можем с легким сердцем отказаться от всех теорий астрономического соединения
звезд или планет для объяснения Вифлеемской звезды. Лишь после обоснования
датировки «12 год до P. X.» Коккинос заметил совпадение этой даты с появлением
на небе кометы Галлея в 12-11 году до Р.Х.
Если принять новую датировку, комета Галлея становится идеальным кандидатом на
роль Вифлеемской звезды. Это было ясное знамение, которое появлялось дважды и
двигалось по небосводу, направляя волхвов. Хвост кометы вполне мог указывать на
Вифлеем точно так же, как в 66 году от Р. X. (во время следующего визита кометы
Галлея), когда в ней увидели «гигантский меч» в небесах, угрожающе нависший над
Иерусалимом.
Далее, в отличие от разных вариантов астрономического соединения, появление
кометы Галлея в 12 году до Р. X. было встречено в Средиземноморье со страхом и
благоговением. В то время греко-римский мир кишел знамениями и пророчествами о
новом владыке мира, который вскоре появится на свет. Некоторые говорили, что он
придет с Востока. Многие облагали, что пророчества уже исполнились в лице
императора Августа (31 год до Р. X. - 14 год от Р.Х.), который, казалось,
возродил золотой век мира и благополучия Римской империи. Другие считали, что
пророчества относятся к его зятю и наиболее очевидному наследнику, Марку
Агриппе. Агриппа, способный человек низкого происхождения, был назначен
представителем Августа в беспокойных восточных провинциях империи. Но
честолюбивым планам не суждено было сбыться: в 12 году до Р.Х. Агриппа умер от
лихорадки. Когда он лежал на смертном одре в Риме, на небе появилась комета
Галлея. В современных хрониках говорится, что она «висела» над Римом точно так
же, как звезда Рождества «стояла» над Вифлеемом.
Это обстоятельство проливает новый свет на загадку Вифлеемской звезды. Агриппа
был патроном царя Ирода, который во многом зависел от этого человека и
рассчитывал на него как на близкого друга. Весть о смерти Агриппы могла стать
сильным потрясением для иудейского тирана, и она безусловно связывалась со
слухами о зловещем знамении в небе над Римом. Что было на уме у Ирода, когда он
беседовал с волхвами и «выведывал от них время появления звезды» (Матфей, 2:7)?
Ему не составляло труда провести аналогию между «звездой» волхвов и кометой,
знаменующей смерть Агриппы. Теперь мы можем полностью осознать страх Ирода
перед известием, полученным от волхвов. Агриппа был правителем Восточной
империи. Если комета предсказала его смерть, то, возможно, она предсказывала
рождение нового правителя Востока, о чем говорили волхвы.
Детальная компьютерная имитация появления и дальнейших движений кометы, которую
видели в Риме, Парфии и Иерусалиме в 12-11 годах до Р. X., могла бы стать
решающим подтверждением этой идеи. Теперь, семьсот лет спустя, мы наконец можем
узнать, был ли прав великий Джотто, в порыве вдохновения изобразивший комету
Галлея над яслями в Вифлееме на своей знаменитой картине.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ЧУДЕСА АРХИТЕКТУРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
У нас захватывает дух не только от размера, но и от возраста некоторых
монументов Древнего мира. Наши предки в античные и средневековые времена тоже
восхищались огромными строениями, созданными в эпоху, столь отдаленную от их
собственной, что никаких знаний об этом не сохранилось, и тоже гадали, кем были
их строители.
Древние греки, сами строители не из последних, были так поражены размером
каменных блоков в стенах древних городов Микен и Тиринфа, что называли их
строителей «циклопами», одноглазыми мифологическими гигантами. (Археологи до
сих пор пользуются термином «циклопический» для описания стиля каменной кладки
из больших, грубо обтесанных каменных блоков.) Европейцы придумывали сходные
истории, объясняющие происхождение доисторических стоячих камней и каменных
гробниц. Некоторые связывали их появление с феями или гномами, но во главе
списка волшебных строителей неизменно стояли великаны. В Голландии
мегалитические гробницы-коридоры, иногда достигающие 60 футов в длину,
традиционно известны как «кровати великанов» (Hunebedderi). В Германии дольмены
|
|