|
«Среди ничем не примечательных дат и наблюдений он обратил внимание на
положение планет в созвездии Рыб. Взаимное расположение Юпитера и Сатурна
тщательно отслеживалось в течение пяти месяцев; по нашему календарю это было в
7 году до Р. X.!»
Понадобилось почти 60 лет, чтобы рассеять миф о кеплеровской теории планетного
происхождения звезды Рождества. Детективная работа, проведенная доктором
Кристофером Уолкером из Британского музея в сотрудничестве с профессором
Абрахамом Саксом, американским ученым, специализирующимся на переводе
вавилонских астрономических текстов, привела к совершенно иному открытию.
Вавилонские тексты были скорее предсказаниями, а не наблюдениями. В любом
случае, вавилонские астрологи того времени были вполне способны предсказывать
астрономическое соединение планет за несколько лет до этого события. Однако,
как показали Уолкер и Сакс, хотя в текстах довольно подробно предсказаны
движения Юпитера и Сатурна, там нет упоминаний об астрономическом соединении.
Современные исследования подтвердили точность древних вавилонских предсказаний.
Астроном Дэвид Хьюджес несмотря ни на что склоняется к модифицированному
варианту кеплеровской теории астрономического соединения. Впрочем, после
применения современных методов для расчёта движений Юпитера и Сатурна в 7-6
году до Р.Х., даже Хьюджесу пришлось признать:
«Хотя астрономическое соединение Сатурна и Юпитера лучше всего соответствует
характеристикам Вифлеемской звезды, и, по моему мнению, возглавляет список
вероятных кандидатов, тот факт, что эти планеты никогда не наблюдались как
«одна звезда», оставляет ощущение неуверенности… Их наиболее тесное сближение
составляло 0,98 градуса, что, строго говоря, вовсе не является полным
соединением».
Другие специалисты по древней астрономии, менее щепетильные в этом вопросе,
отвергли теорию «астрономического соединения» в 7 году до Р.Х. К числу новых
идей принадлежит оригинальная гипотеза Роджера Синнота, который датирует смерть
Ирода 1-м годом до Р.Х. и соотносит Вифлеемскую звезду с красочным парадом
астрономических соединений планет в период между 3 и 2 годом до Р. X. Но если
даже оставить в стороне невозможность подобной передатировки смерти царя Ирода,
гипотеза Синнота страдает такими же слабостями, как и другие теории
астрономического соединения: как бы близко друг к другу ни находились небесные
тела, они не образуют целую «звезду»; они не движутся на фоне остальных звезд и
не могут «указывать» в конкретном направлении. Снова всевозможные
привлекательные гипотезы сталкиваются с одинаковыми трудностями, а наиболее
очевидное решение, предложенное Оригеном 1600 лет назад, пылилось в забвении,
терпеливо ожидая своего часа.
Настоящая Вифлеемская звезда
Как ни странно, хотя ученые были готовы жонглировать датами планетных и
звездных соединений и даже назначать новую дату смерти Ирода, чтобы вписать
библейские свидетельства в рамки известных астрономических явлений, никто не
произвел серьезно переоценки традиционных аргументов относительно даты рождения
Иисуса Христа. После двадцатилетних изысканий это удалось сделать лишь доктору
Никосу Коккиносу, ученому из Афин, ныне живущему в Англии. Коккинос, обладающий
обширными познаниями в теологии, римской археологии и истории Древнего мира,
принадлежит к числу немногих разносторонне образованных исследователей, которые
могут искать и находить доказательства в различных областях знания, связанных с
изучаемым вопросом. Еще в 1980 году Коккинос предложил совершенно иную
хронологию жизни Иисуса. Детальное исследование римских источников и Нового
Завета показывает, что Христа распяли в 36 году от Р. X. (а не в 33-м, как
обычно считается). Эта дата, ныне принятая многими исследователями Нового
Завета, является первым шагом в датировке рождения Христа.
Далее, разумеется, предстояло выяснить, сколько лет было Христу в тот год,
когда Он был распят на кресте. Принято считать, что Иисус Христос был довольно
молодым человеком, в возрасте от 30 до 40 лет. По мнению Коккиноса, это звучит
Неправдоподобно. Чтобы человека могли считать рабби (религиозным учителем) в
древнееврейском обществе, он должен был достигнуть, как правило, не менее чем
пятидесятилетнего возраста. Масса других свидетельств приводит нас к такому же
выводу. К примеру, епископ Ириней во II в. н. э. утверждал, что Иисусу было
около пятидесяти лет, когда Он начал учить людей. (Ириней был учеником
Поликарпа, знавшего людей, которые говорили, что своими глазами видели Иисуса
Христа.) Но самое недвусмысленное указание содержится, в Евангелии от Иоанна
(8:57), где говорится, что Христу «нет еще пятидесяти лет». В другом отрывке из
св. Иоанна (2:2р) Иисус сравнивает свое тело - а на самом деле свою жизнь - с
Иерусалимским храмом, который строился «сорок шесть лет». Однако ни один из
трех сменявших друг друга Иерусалимских храмов не строился так долго. Наилучшее
решение этой загадки было предложено Коккиносом: Христос говорил, что они с
храмом одного возраста - то есть обоим было по сорок шесть лет. Строительство
храма, стоявшего в Иерусалиме во время жизни Христа, закончилось при царе Ироде
в 12 году до Р. X. Прибавив 46 лет, получаем 34 год от Р.Х., - первый год
Христовой проповеди, согласно Коккиносу. Отсюда следует, что Христос был распят
|
|